Всякая вещь, которая существует, уже по этому самому имеет жизнь, интерес жизни, как бы мелка она ни была, но постижение этого доступно только такому художнику, как Гоголь; и в самом деле: все, и муха, надоедающая Чичикову, и собаки, и дождь, и лошади от заседателя до чубарого, и даже бричка - все это, со всею своею тайною жизни, им постигнуто и перенесено в мир искусства (разумеется, творчески, создано, а не описано, боже сохрани; всякое описание скользит только по поверхности предмета); и опять, только у Гомера можно найти такое творчество.
Чичиков едет в бричке, на тройке; тройка понеслась шибко, и кто бы ни был Чичиков, хоть он и плутоватый человек, и хоть многие и совершенно будут против него, но он был русский, он любил скорую езду, - и здесь тотчас это общее народное чувство, возникнув, связало его с целым народом, скрыло его, так сказать; здесь Чичиков, тоже русский, исчезает, поглощается, сливаясь с народом в этом общем всему ему чувстве. Здесь проникает наружу и видится Русь, лежащая, думаем мы, тайным содержанием всей его поэмы.
|
|
Вероятно, некоторые станут нападать на слог, но, тут будет совершенная
Ошибка; слог Гоголя не образцовый, и слава Богу; это был бы недостаток. Нет,
Слог у Гоголя составляет часть его создания; он подлежит тому же акту
Творчества, той же образующей руке, которая вместе дает и ему формы, и
Самому произведению, и потому слога нельзя у него отделить от его создания,
И он в высшей степени хорош (мы не говорим о частностях и безделицах).
Сравнивая, Гоголь совершенно предается предмету, с которым сравнивает, оставляя на время тот, который навел его на сравнение; он говорит, пока не исчерпает весь предмет, приведенный ему в голову.
Общий характер лиц Гоголя тот, что ни одно из них не имеет ни тени
односторонности, ни тени отвлеченности, и какой бы характер в нем ни
высказывался это всегда полное, живое лицо, а не отвлеченное качество.
Итак, повторим наши слова, как бы они странны ни казались: только, у
Гомера и Шекспира можем мы встретить такую полноту созданий, как у Гоголя;
Только Гомер, Шекспир и Гоголь обладают великою, одною и тою же тайною