Специфические особенности труда в сфере ФК и С

1. Труд носит педагогический характер, так как направлен на обучение и воспитание занимающихся физическими упражнениями и видами спорта.

2. Крайне трудно поддается регламентированию и нормированию, требует высокого уровня творчества (необходимость принятия решения в отношении улучшения учебно-тренировочного процесса, организации спортивно-массовых мероприятий.

3. Производство физкультурно-спортивных услуг совпадает по времени с их потреблением, поэтому результаты труда физкультурных работников, в отличие от трудовой деятельности в других отраслях, неотделимы от их действий.

4. Результаты труда тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов не приобретают материально-вещественную форму, а проявляются в виде услуги.

5. Труд работников, занятых изготовлением и ремонтом спортивного оборудования, приобретает материально-вещественную форму.

Работники ФК и С по роду своей деятельности могут быть объединены в три группы.

1. Преподаватели физической культуры, тренеры, инструкторы-методисты, те, кто принимают непосредственное участие в подготовке физкультурников и спортсменов. Данная группа предоставляет «чистые» услуги. К профессиональной педагогической деятельности допускаются лица, имеющие документ о профессиональном образовании.

2. Инженерно-технические работники, специалисты, обслуживающий персонал клубов, школ различного типа, спортсооружений, учебно-тренировочных баз, альпинистских лагерей, лыжных баз и т.д. Данная группа оказывает материальные услуги, связанные с подготовкой или изготовлением спортоборудования и инвентаря, одежды, обуви. К ним относят транспортные и медицинские услуги. Велико влияние НТП в сфере ФК и С. Рост технической оснащенности привлекает все большее число специалистов по обслуживанию (табло, фотофиниши, видеосъемка, компьютеризация и т.д.).

3. Спортсмены-профессионалы. Они оказывают зрелищные услуги, пассивно потребляемые населением.

В нашей стране в сфере ФК и С по статистическим данным на 01.01.2000 года занято 241775 человек. 74% из них оказывают физкультурно-спортивные и образовательные услуги (36,2% учителя средних школ, 19,5%-тренеры спортивных школ различного типа.

В отличие от многих зарубежных стран, для российского отраслевого рынка труда не характерно привлечение населения к деятельности в физкультурно-спортивных организациях на общественных началах.

По мнению американских социологов, спорт постоянно и непрерывно приобретает черты коммерческого продукта, то есть подчиняется требованиям капитала. В качестве аргументов такого процесса выступают: индустрия спортивных товаров, профессиональный спорт, спортивные каналы, СМИ, спортивный тотализатор, рекламный спортивный бизнес;

Утилитарность, инструментализм современного спорта, «модно, полезно для карьеры», замена этики игры этикой работы, «важнее всего -результат».

Небывалое влияние НТП на спорт (допинг, фармакология, технология).

Рационализация и бюрократизация современного спорта. В США спорт занимает 23 место среди крупнейших индустрии. Суммарный продукт спорта по результатам 1987 года 50 млрд. долларов, 1% ВНП. По структуре: клубные, оздоровительные, зрелищные виды спорта составили 17 млрд. долл.; производство и реализация спортивных товаров -16,5 млрд. долл.; продажа билетов на соревнования -3,1 млрд. долл.; деятельность сувенирной промышленности и информационной службы принесла - 2 млрд.долл.; контракты с теле и радио компаниями - 1,2 млрд. долл.

Продукт сферы спорта - товары, услуги, организации, лица, территории, идеи. При этом каждый из видов является сложным комплексом, требует учета своей специфики и связан с трудом, занятых в этом, людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: