Теоретические основы цены

Цена – сложная экономическая категория. Она оказывает влияние на многие экономические процессы, и в то же время, сама формируется под воздействием множества факторов.

Законом Республики Беларусь от 10.05.1999г. № 255-З «О ценообразовании» даются следующие определения:

цена - денежное выражение стоимости единицы товара;

тариф - денежное выражение стоимости единицы работы, услуги;

ценообразование - процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, и другими субъектами ценообразования.

При рассмотрении научного развития подходов к ценообразованию выделяют две основные теории: марксистская теория стоимости и теория предельной полезности, издержек производства, спроса и предложения, основанная на оценке полезности.

Происхождение стоимостной теории цены связано с трудами А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса. Согласно данной теории, стоимость товаров определяется размером овеществленного в товаре труда, то есть количеством труда, необходимого для его производства. Цена должна отражать затраты общественного труда на производство товара. Имея двойственный характер (конкретный и абстрактный), труд создает потребительскую стоимость.

Согласно стоимостной теории К. Маркса, общественно необходимые затраты труда на производство товара формируются из затрат прошлого и живого труда. Таким образом, в стоимость товара входит стоимость потребленных средств производства и вновь созданная стоимость, образуемая живым трудом. Последняя включает в себя стоимость необходимого и прибавочного продукта. Данная модель слабо учитывает воздействие спроса и предложения (конъюнктуру рынка) на конечную цену продукта.

Согласно маржинальной теории ценообразования, цена товара в большей мере зависит не от затрат на производство, а от оценки полезности таких затрат покупателем. Полезность – это способность товара или услуги удовлетворять потребность человека. Полезность является субъективным свойством товара. Полезность определяется как мера предпочтения, отдаваемого покупателем определенному продукту, среди всех, предлагаемых на рынке товаров. Размеры такой полезности определяются дополнительным выпуском данного товара в результате увеличения спроса на него. Однако количественно измерить полезность товара невозможно. Эта проблема решается через взаимозаменяемость товаров в зависимости от динамики цен на них.

Английский экономист А. Маршалл совместил эти две теории, утверждая, что цена, которую согласен уплатить покупатель, определяется степенью полезности товара, а цена, которую назначает производитель, определяется затратами на производство.

В настоящее время цена рассматривается как результат взаимодействия двух подходов: стратегического и тактического.

Стратегический подход состоит в том, что цены образуются на основе стоимости товара с учетом прогноза развития спроса на него.

Тактический подход выражается в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Первый подход – это фактор долговременного, перспективного действия, второй – может часто меняться, так как динамика конъюнктурных изменений очень высока (в течение дней, часов).

Стратегический подход ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые имеют современную технику, технологию, пользуются передовыми методами организации труда. То есть, наибольший выигрыш получает тот, у кого затраты на производство ниже.

Тактический подход ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые в совершенстве умеют пользоваться конъюнктурой рынка. В этом случае требуется гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры, глубокое изучение рынка (маркетинг), а также высокопроизводительные специалисты.

Однако наибольшую уверенность в успехе и выигрыш на рынке получают предприятия, имеющие возможность оптимально сочетать и тот, и другой факторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: