double arrow

Функции цены


Функции цены отражают ее экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями.

Цена призвана обеспечить реализацию ряда функций, основными из которых являются:

1. Учетная;

2. Стимулирующая;

3. Распределительная;

4. Сбалансированности спроса и предложения;

5. Функция цены как средства рационального размещения производства;

6. Информационная.

Учетная функция или функция учета и измерения затрат общественного труда заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости и показывает во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено сырья, труда, иных ресурсов на производство товара, характеризует с какой эффективностью используются ресурсы.

В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и уровень прибыли. Эту функцию цены в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат. Рыночная цена может значительно отклоняться от издержек.




Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара в результате столкновения их интересов. Интерес изготовителя состоит в том, чтобы получить большую выручку от продажи своего товара, а покупатель заинтересован о минимальной цене покупки. Поэтому окончательная цена может существенно отличаться от цены, которую хотел бы получить изготовитель товара.

В условиях же монополизированной экономики, деформированного рынка, слабой конкуренции изготовитель диктует цены, сдержать их может только административное регулирование.

Чтобы выдержать конкурентную борьбу изготовитель товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать соперников.

В учетной функции цена служит средством расчета всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели - валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), объем капиталовложений (KB), объем товарооборота, объем продукции организации, предприятий и отраслей и др., так и качественные - рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т.д.

Цены на товары служат информацией о конъектуре рынка, а также характеризуют затраты на производство и реализацию продукции. Данная функция отражает внутреннее содержание цены, для которого характерно переплетение рыночного и государственного начала в цене. С одной стороны, цена формируется в зависимости от рыночной конъюнктуры, а с другой - ни одна цена не может быть свободна от государственного влияния. Это связано с определенной системой налогообложения, таможенного регулирования и др.



Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутриорганизационного планирования.

Сущность стимулирующей функции цены выражается в поощрительном или сдерживающем ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее влияние на производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению выпуска или потребления тех или иных товаров.

С помощью цены можно стимулировать или тормозить научно-технический прогресс, экономию затрат ресурсов, улучшение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. Стимулирование осуществляется посредством повышенного уровня прибыли в цене, надбавок и скидок к ней.

Распределительная (перераспределительная) функция цены связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода (чистого дохода) между отраслями экономики, государственными и другими секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.



Например, высокие розничные цены на товары, не являющиеся первой необходимостью (предметы роскоши, престижные товары), обеспечивают перераспределение денежных доходов определенной части населения с помощью бюджета для формирования социальных фондов (позволяют устанавливать более низкие цены на социально значимые продукты).

В Республике Беларусь устанавливаются более высокие цены на спиртные напитки, табачные изделия, предметы роскоши, автомобили и т.д. (за счет установления более высоких таможенных пошлин, ставок акцизного налога, налога на добавленную стоимость и др. виды централизованного чистого дохода, который поступает в бюджет на общегосударственные нужды). В то же время цены на социально значимые товары определяются на более низком уровне (на коммунальные услуги, теплоэнергию, некоторые виды пассажирских перевозок, ряд продуктов пищевой промышленности). С помощью этой функции решаются социальные проблемы общества.

Распределительная функция проявляется, как правило, через систему включения налогов в стоимость товаров (работ, услуг).

Функция сбалансирования спроса и предложения (балансирующая функция) выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствия между предложением и спросом равновесие достигается посредством либо изменения (увеличения или уменьшения) объема производства, либо посредством изменения цены, либо одновременно и тем и другим способом.

Функция цены как средства рационального размещения производства вытекает из балансирующей функции цены и проявляется в том, что помощью механизма цен происходит перелив капитала между секторами и отраслями экономики в зависимости от уровня прибыли в цене.

Информационная (направляющая) функция связана с тем, что цена в какой-то мере служит индикатором состояния дел во всей национальной экономике, дает информацию о конъюнктуре того или иного рынка, ее уровне и динамике, помогает организации, желающей вступить на рынок, принять окончательное решение, выступая в качестве решающего аргумента «за» или «против».

В хозяйственной жизни взаимосвязи между различными функциями цены бывают сложными и многообразными и могут быть объектом исследования маркетинговой службы.







Сейчас читают про: