Важным элементом методологии являются принципы ценообразования. Принципы – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.
В соответствии со ст.5 Закона «О ценообразовании» основными принципами ценообразования в Республике Беларусь являются:
- определение основ государственной политики в области ценообразования;
- сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
- разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
- установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
- государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).
Кроме того, важнейшими экономическими принципами ценообразования являются:
|
|
- принцип научности обоснования цен;
- принцип целевой направленности ценообразования;
- принцип непрерывности процессов ценообразования;
- принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.
Принцип научного обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании законов развития экономики, прежде всего закона стоимости, закона спроса и предложения.
Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей системы нормативно-законодательного регулирования ценообразования. Специалисту необходимо выявить тенденции развития производства на перспективу, прогнозировать изменение уровня издержек, качества, особенности и перспективы спроса на товар, знания конкурентной среды на рынке и т.д. Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения при их формировании. Она требует обширной и разнообразной информации экономического характера.
Целевая направленность цен состоит в том, что необходимо четко определить направления развития организации, приоритетные экономические и социальные проблемы, в решении которых должны использоваться цены.
Примером может быть ориентация производства на освоение принципиально новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества. На эту продукцию непосредственно после ее выпуска и до расширения ее производства устанавливаются цены, обеспечивающие максимальную прибыль.
Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития предприятия.
|
|
Принцип непрерывности определяется динамичностью процесса ценообразования. Это проявляется, например, в том, что продукция в своем движении от сырья до готового изделия проходит несколько этапов. Для каждого этапа товародвижения устанавливается своя цена. Цены, сформированные на этапе производства и продвижения товара, оказывают непосредственное влияние на конечную стоимость продукта.
Кроме того, в цены постоянно вносятся изменения и дополнения, в связи со снятием с производства устаревших товаров, замены рабочего оборудования, технологии производства, инфляционными процессами и т.д.
Непрерывное изменение цен также связано с этапами жизненного цикла товара.
Процесс создания нового товара включает следующие этапы:
- внедрение;
- рост;
- зрелость, насыщение;
- спад.
Экономический анализ устанавливает емкость рынка данного товара, возможную цену, предполагаемые затраты и величину прибыли.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Он состоит в том, что государственные органы, устанавливающие и регулирующие цены, обязаны их контролировать. Такой контроль распространяется, прежде всего, на продукцию и услуги, по которым осуществляется государственное регулирование цен (газ, электроэнергия, коммунальные услуги и т.д.).
Контроль осуществляется и по тем товарам, на которые установлены свободные цены. Цель такого контроля – проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. В случае нарушения дисциплины цен на предприятия и организации налагаются административные и штрафные санкции (внесение в реестр, штрафы и т.д.).
Различают государственный контроль, осуществляемый государственными органами и общественный контроль, осуществляемый обществами по защите прав потребителей.