При формировании цены необходимо учитывать факторы, которые оказывают непосредственное влияние на цены. Действие факторов предопределяет уровень, динамику, состав цены, ее структуру.
Все факторы можно подразделить на внешние факторы макросреды и микросреды и внутренние - сама организация, ее устройство, система управления, производства, финансирования.
В качестве факторов макросреды обычно рассматривают:
- экономические факторы (состояние экономики, экономическая система государства, государственная ценовая политика, налоговое законодательство);
- политические факторы (политическая стабильность в государстве, возможность прогнозировать государственную политику, внешнеэкономическая политика государства);
- социально-культурные факторы (численность населения, демографические особенности, обычаи и вкусы, языковые особенности, религия, уровень квалификации кадров);
- географические факторы (территория страны, климатические условия);
- инфраструктура (реально существующие транспортные коммуникации, средства связи, финансовые структуры).
|
|
Оценивая влияние данных факторов в Республике Беларусь, необходимо отдельно остановиться на политике государственного регулирования цен. Государство устанавливает предельные коэффициенты изменения цен, предельные уровни рентабельности, ограничивает оптовые, торговые надбавки.
В Республике Беларусь подлежат индексации доходы населения, амортизационные отчисления, задержанная заработная плата, кредиты, штрафы, ставки квартплаты и коммунальных услуг, тарифы на внутриреспубликанские перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Обычно факторами микросреды считаются:
- факторы потребительского выбора определяют конкурентоспособность производимого товара. К ним обычно относятся: полезность для покупателя; потребительские свойства товара; сопоставимость товаров; взаимозаменяемость товаров; обоснованные (привычные) цены; привычки покупателя; престижность товара;
- факторы предложения определяют цену предложения товара. К ним относятся: способ производства, стоимость производства; стадия производства; ожидаемый объем товарного выпуска; точка безубыточности; интеграция с другой продукцией; запасы товара на складе и у конкурентов; доля рынка и положение конкурентов; цены на материалы, рабочую силу, основные и оборотные фонды, жизненный цикл товара;
- факторы, характеризующие рынок определяют систему продвижения товара: используемые и доступные каналы распределения; структуру распределения; рыночные сегменты; географию распределения; возможности продвижения товара; наличие сервисного обслуживания.
|
|
Таким образом, микросреда - это потребители, конкуренты, поставщики, контактные аудитории, которые оказывают влияние на формирование цены в зависимости от адекватности внутренней среды условиям рынка.
У отдельной организации практически отсутствуют рычаги влияния на факторы макросреды (она учитывает эти факторы в своей деятельности, но не может влиять на них), то факторы микросреды формируются самой организацией (организация может на них воздействовать) и должны максимально использоваться для повышения конкурентоспособности и развития организации.