На понятие социального прогресса опирается теория модернизации. Усовершенствования, которые делают общество соответствующим современным требованиям, отказ от старых форм и поиск новых называется модернизацией. Вмировой социологии «модернизацией» называют переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу.
Слово «модернизация» в переводе с английского означает «осовременивание».
Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу - современному. Данный период человеческой истории датируют с момента зарождения, а затем и расцвета капитализма. Суть модернизации связывают со всемирным распространением ценностей и достижений этого периода: рационализмом, расчетливостью, урбанизацией, индустриализацией. Лидеры модернизации - США и Западная Европа - целиком и полностью приобщились к ним и добились высоких экономических результатов. Авторы теории модернизации считают, что отставшие в своем развитии страны Азии, Африки и Латинской Америки смогут догнать развитые индустриальные страны, используя западные технологии, капиталовложения и опыт, как это сделала Япония в своем развитии. Различают два вида модернизации: органическую и неорганическую.
Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции, например переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции и преобразование американского производства в результате внедрения фордизма в первой четверти XX в. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.
Неорганическая модернизация является ответом на внешний вызов со стороны более развитых стран и представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVHI в., индустриализация 30-х гг. XX в., перестройка конца 80-х гг. XX в., 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая -«сверху».
Огромную роль в развитии общества и в переходе от индустриального к постиндустриальному обществу сыграл технический прогресс. Он неузнаваемо преобразил человеческое общество. Благодаря ему оно сегодня вступает в эпоху безлюдного производства. В 2000 г. так называемые «белые воротнички» - работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации, -составили в развитых странах около 90% рабочей силы. Возникает особая форма занятости - надомный труд (компьютерные надомники).
6. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА*
Все многообразие обществ ученые разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, составляют типологию.
В обществознании принято выделять несколько типологий.
Первая типология. Признак: письменность. По этому признаку общества делятся:
- на дописьменные, т.е. имеющие речь, но не имеющие письменности;
- письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие науки в материальных носителях (клинопись, берестяные грамоты и т.д.).
Вторая типология. Признак: число уровней управления и степень социального расслоения:
- простые (нет руководителей и подчинённых, бедных и богатых);
- сложные (имеется государственный аппарат, наука, техника, социальное расслоение).
Третья типология. Признак: способ добывания средств существования, т.е. способ производства:
- общество охотников и собирателей;
- земледельческое общество;
- индустриальное общество.
Четвёртая типология. Признак: способ производства, форма собственности - типология К. Маркса.
Способ производства и форма собственности образуют общественно-экономическую формацию.
Классификация общественно-экономических формаций, предложенная К. Марксом и Ф. Энгельсом:
1) первобытнообщинная;
2) рабовладельческая;
3) феодальная;
4) капиталистическая;
5) коммунистическая.
Пятая типология. Признак: система ценностей. Это цивилизационный подход. В центре изучения - человек. Мировоззрение - система высших духовных ценностей, ядро культуры. Основные черты этого подхода:
- каждая цивилизация неповторима;
- ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы;
- человек - единственный творец истории. Цивилизация рассматривается как целостная общественная система.
Ученые выделяют несколько типов цивилизации в зависимости от факторов, определяющих сущность цивилизации. Перечислим лишь несколько типологий цивилизаций.
I. Взаимосвязь общества, природы и техники:
- космогенная цивилизация (в центре-природа);
- техногенная цивилизация (в центре - техника);
- антропогенная цивилизация (в центре - человек).
II. Стадиально-цивилизационный подход:
- древние цивилизации;
- античные цивилизации;
- средневековые цивилизации;
- индустриальная цивилизация;
- современные цивилизации.
III. Взаимосвязь природы и общества:
- речные цивилизации (Древний Египет, Месопотамия и др.);
- морские цивилизации (античные и средневековые);
- океаническая цивилизация (современная).
Особняком в цивилизационном подходе стоит теория локальных цивилизаций, отрицающая наличие общих для всех цивилизаций ступеней развития. Каждая цивилизация -это целостный организм, неповторимый, как неповторим каждый человек.
Рассмотрим подробнее несколько наиболее известных в отечественной исторической и философской науке типологий, представляющих собой различные подходы к изучению общества.
7. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА*
Формационный подход наиболее полно разработан в марксизме. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация». Под формацией понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделяются экономический базис и надстройка. Базис (иначе он называется производственными отношениями) - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понимается как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляют способ производства. В понятие «производительные силы» входят люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом и средства производства: орудия, предметы, средства труда. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-экономических формаций.
В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации - первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Согласно этой концепции, все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм.
Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели - строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;
2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;
3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.