Модернизация

На понятие социального прогресса опирается теория модер­низации. Усовершенствования, которые делают общество со­ответствующим современным требованиям, отказ от старых форм и поиск новых называется модернизацией. Вмировой со­циологии «модернизацией» называют переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу.

Слово «модернизация» в переводе с английского означает «осовременивание».

Термин «модернизация» относится не ко всему периоду со­циального прогресса, а только к одному его этапу - современ­ному. Данный период человеческой истории датируют с момен­та зарождения, а затем и расцвета капитализма. Суть модерниза­ции связывают со всемирным распространением ценностей и достижений этого периода: рационализмом, расчетливостью, ур­банизацией, индустриализацией. Лидеры модернизации - США и Западная Европа - целиком и полностью приобщились к ним и добились высоких экономических результатов. Авторы теории модернизации считают, что отставшие в своем развитии страны Азии, Африки и Латинской Америки смогут догнать развитые индустриальные страны, используя западные технологии, капи­таловложения и опыт, как это сделала Япония в своем развитии. Различают два вида модернизации: органическую и неорга­ническую.

Органическая модернизация является моментом собствен­ного развития страны и подготовлена всем ходом предшествую­щей эволюции, например переход Англии от феодализма к капи­тализму в результате промышленной революции и преобразова­ние американского производства в результате внедрения фордиз­ма в первой четверти XX в. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в ук­ладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

Неорганическая модернизация является ответом на внеш­ний вызов со стороны более развитых стран и представляет со­бой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый прави­тельством с целью преодолеть историческую отсталость и избе­жать иностранной зависимости. Именно такую цель преследова­ли петровские реформы XVHI в., индустриализация 30-х гг. XX в., перестройка конца 80-х гг. XX в., 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг. Неорганическая модернизация начинает­ся не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая -«сверху».

Огромную роль в развитии общества и в переходе от инду­стриального к постиндустриальному обществу сыграл техниче­ский прогресс. Он неузнаваемо преобразил человеческое обще­ство. Благодаря ему оно сегодня вступает в эпоху безлюдного производства. В 2000 г. так называемые «белые воротнички» - работники, занятые в автоматизированном производстве, науч­ных и прикладных разработках, а также в сфере информации, -составили в развитых странах около 90% рабочей силы. Возни­кает особая форма занятости - надомный труд (компьютерные надомники).

6. ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА*

Все многообразие обществ ученые разделяют на определен­ные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, составляют типологию.

В обществознании принято выделять несколько типологий.

Первая типология. Признак: письменность. По этому при­знаку общества делятся:

- на дописьменные, т.е. имеющие речь, но не имеющие пись­менности;

- письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие науки в материальных носителях (клинопись, берестяные грамоты и т.д.).

Вторая типология. Признак: число уровней управления и степень социального расслоения:

- простые (нет руководителей и подчинённых, бедных и бо­гатых);

- сложные (имеется государственный аппарат, наука, техни­ка, социальное расслоение).

Третья типология. Признак: способ добывания средств существования, т.е. способ производства:

- общество охотников и собирателей;

- земледельческое общество;

- индустриальное общество.

Четвёртая типология. Признак: способ производства, форма собственности - типология К. Маркса.

Способ производства и форма собственности образуют общественно-экономическую формацию.

Классификация общественно-экономических формаций, предложенная К. Марксом и Ф. Энгельсом:

1) первобытнообщинная;

2) рабовладельческая;

3) фео­дальная;

4) капиталистическая;

5) коммунистическая.

Пятая типология. Признак: система ценностей. Это цивилизационный подход. В центре изучения - человек. Мировоззрение - система высших духовных ценностей, ядро культуры. Основные черты этого подхода:

- каждая цивилизация неповторима;

- ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы;

- человек - единственный творец истории. Цивилизация рассматривается как целостная общественная система.

Ученые выделяют несколько типов цивилизации в зависи­мости от факторов, определяющих сущность цивилизации. Пе­речислим лишь несколько типологий цивилизаций.

I. Взаимосвязь общества, природы и техники:

- космогенная цивилизация (в центре-природа);

- техногенная цивилизация (в центре - техника);

- антропогенная цивилизация (в центре - человек).

II. Стадиально-цивилизационный подход:

- древние цивилизации;

- античные цивилизации;

- средневековые цивилизации;

- индустриальная цивилизация;

- современные цивилизации.

III. Взаимосвязь природы и общества:

- речные цивилизации (Древний Египет, Месопотамия и др.);

- морские цивилизации (античные и средневековые);

- океаническая цивилизация (современная).

Особняком в цивилизационном подходе стоит теория ло­кальных цивилизаций, отрицающая наличие общих для всех ци­вилизаций ступеней развития. Каждая цивилизация -это цело­стный организм, неповторимый, как неповторим каждый чело­век.

Рассмотрим подробнее несколько наиболее известных в отечественной исторической и философской науке типологий, представляющих собой различные подходы к изучению общест­ва.

7. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА*

Формационный подход наиболее полно разработан в мар­ксизме. Его ключевым понятием является категория «общест­венно-экономическая формация». Под формацией понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделяются экономический базис и надстройка. Базис (иначе он называется производствен­ными отношениями) - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, рас­пределения, обмена и потребления материальных благ (главны­ми среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понимается как совокупность поли­тических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представля­ет собой основу формации, определяя формационную принад­лежность того или иного общества. Производственные отноше­ния (экономический базис общества) и производительные силы составляют способ производства. В понятие «производительные силы» входят люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом и средства производст­ва: орудия, предметы, средства труда. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и произ­водственными отношениями, разрешающийся в ходе социаль­ной революции, слома старого базиса и перехода на новую сту­пень общественного развития, к новой общественно-эконо­мической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает ис­торический процесс как закономерную, объективно обусловлен­ную, естественно-историческую смену общественно-экономи­ческих формаций.

В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации - первичная (архаическая) и вторичная (эко­номическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представ­лять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Согласно этой концепции, все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельче­скую, феодальную, капиталистическую и коммунистиче­скую, первой фазой которой является социализм.

Формационный подход основывается на нескольких постулатах:

1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели - строи­тельству коммунизма) процессе. Формационный подход практи­чески отрицал национальную специфику и своеобразие отдель­ных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;

2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;

3) необходимость соответствия производственных отноше­ний производительным силам;

4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: