Цивилизационный подход к изучению общества

На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формации пережи­вает очевидный кризис. Многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

Понятие «цивилизация» - одно из самых сложных в совре­менной науке: предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». Приве­дём несколько определений.

Под цивилизацией понимают:

1. Уровень культуры, следующий за варварством, дикостью; ступень развития общества, материальной и духовной культуры.

2. Совокупность уникальных проявлений общественных по­рядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Известный российский историк М.А. Барг так определил цивилизацию: «...Это способ, которым данное общество разре­шает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы».

Таким образом, цивилизация - это устойчивые культурно-исторические сообщества людей, отличающихся общностью духовных ценностей и культурных традиций, образом жизни и типом личности, существующие в определенных географиче­ских и временных рамках. Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и спосо­бами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции (в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противо­поставляемая «нецивилизованным» обществам), так и концеп­ции локальных цивилизаций. Существование первых объяс­няется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой ци­вилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники вто­рой группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообра­зии путей развития различных цивилизаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: