Чувственное познание

Познание всегда начинается со знакомства с предметами внешнего мира при помощи органов чувств, т.е. с живого созер­цания. В философской теории познания под чувственным позна­нием понимается способность человеческого сознания испыты­вать с помощью органов чувств воздействия внешних объектов и реагировать на эти воздействия. Возможность человека ощу­щать, воспринимать внешний мир, строить представления о нем существует благодаря тому, что мы наделены слухом, зрением, обонянием, осязанием, вкусом. Получая с помощью органов чувств информацию о мире, мы, как и другие живые существа, можем ориентироваться и успешно действовать в окружающем мире, поэтому органы чувств являются своего рода воротами, через которые внешний мир проникает в человеческое сознание. Человек, лишенный всех органов чувств, теряет какую бы то ни было возможность воспринимать, а значит, и познавать окру­жающий мир. Чувственное познание (эмпиризм) - самая простая и исходная форма познания.

Основными формами чувственного (эмпирического) по­знания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущенияэто отражение отдельных свойств и ка­честв предметов объективного мира и, следовательно, знание об отдельных свойствах предметов.

Ощущения человека отображают разнообразные объектив­ные свойства окружающих нас предметов, их твердость или мягкость, шероховатость или гладкость, их тяжесть, температу­ру, запах и вкус, окраску вещей и издаваемые звуки. Благодаря этому ощущения являются средством связи сознания с миром. Потеря способности ощущать неизбежно влечет за собой потерю сознания, способности познавать мир Например, у людей от рождения слепых, глухих и немых сознание очень бедное. Но если восстановить хотя бы некоторые из этих органов чувств, сознание человека расширяется и обогащается.

Материальные объекты обладают не одним, а многими свойствами. Отражение многообразия свойств в целом, т.е. цело­стное отражение предмета, есть восприятие. Восприятие воз­никает на базе ощущений. Но в то же время восприятие не есть механическая сумма ощущений. Это - цельный чувственный образ предметов и явлений, диалектическая сумма данных от­дельных ощущений.

Поскольку восприятие есть цельный чувственный образ предметов, то в восприятии познаются такие стороны предме­тов, которые не отражаются в ощущении - форма, пространственность, длительность и т.д. Например, мы ощущаем звук, цвет,...а воспринимаем море. Особенностью восприятия явля­ется то, что оно всегда отражает данную ситуацию, то, что не­посредственно воздействует на человека в данный момент.

Следующей более сложной формой чувственного познания является представление - воссоздание образа предмета в па­мяти. И ощущение, и восприятие существуют только при непо­средственном контакте с предметом. Без предмета нет ни ощу­щений, ни восприятия. Другое дело - представление. Представ­ления возникают и тогда, когда нет непосредственного воздей­ствия внешних предметов на органы чувств.

Иногда в представлении участвует воображение: комбини­руя память об отдельных сторонах объекта, человек может соз­давать в представлении образы, которые он в реальности не ви­дел. Это, например, реальные представления о новом платье, которое вы хотите сшить к выпускному вечеру, и нереальные представления о фее, гноме, кентавре и т.д.

Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: