Познание всегда начинается со знакомства с предметами внешнего мира при помощи органов чувств, т.е. с живого созерцания. В философской теории познания под чувственным познанием понимается способность человеческого сознания испытывать с помощью органов чувств воздействия внешних объектов и реагировать на эти воздействия. Возможность человека ощущать, воспринимать внешний мир, строить представления о нем существует благодаря тому, что мы наделены слухом, зрением, обонянием, осязанием, вкусом. Получая с помощью органов чувств информацию о мире, мы, как и другие живые существа, можем ориентироваться и успешно действовать в окружающем мире, поэтому органы чувств являются своего рода воротами, через которые внешний мир проникает в человеческое сознание. Человек, лишенный всех органов чувств, теряет какую бы то ни было возможность воспринимать, а значит, и познавать окружающий мир. Чувственное познание (эмпиризм) - самая простая и исходная форма познания.
Основными формами чувственного (эмпирического) познания являются ощущения, восприятия и представления.
|
|
Ощущения — это отражение отдельных свойств и качеств предметов объективного мира и, следовательно, знание об отдельных свойствах предметов.
Ощущения человека отображают разнообразные объективные свойства окружающих нас предметов, их твердость или мягкость, шероховатость или гладкость, их тяжесть, температуру, запах и вкус, окраску вещей и издаваемые звуки. Благодаря этому ощущения являются средством связи сознания с миром. Потеря способности ощущать неизбежно влечет за собой потерю сознания, способности познавать мир Например, у людей от рождения слепых, глухих и немых сознание очень бедное. Но если восстановить хотя бы некоторые из этих органов чувств, сознание человека расширяется и обогащается.
Материальные объекты обладают не одним, а многими свойствами. Отражение многообразия свойств в целом, т.е. целостное отражение предмета, есть восприятие. Восприятие возникает на базе ощущений. Но в то же время восприятие не есть механическая сумма ощущений. Это - цельный чувственный образ предметов и явлений, диалектическая сумма данных отдельных ощущений.
Поскольку восприятие есть цельный чувственный образ предметов, то в восприятии познаются такие стороны предметов, которые не отражаются в ощущении - форма, пространственность, длительность и т.д. Например, мы ощущаем звук, цвет,...а воспринимаем море. Особенностью восприятия является то, что оно всегда отражает данную ситуацию, то, что непосредственно воздействует на человека в данный момент.
|
|
Следующей более сложной формой чувственного познания является представление - воссоздание образа предмета в памяти. И ощущение, и восприятие существуют только при непосредственном контакте с предметом. Без предмета нет ни ощущений, ни восприятия. Другое дело - представление. Представления возникают и тогда, когда нет непосредственного воздействия внешних предметов на органы чувств.
Иногда в представлении участвует воображение: комбинируя память об отдельных сторонах объекта, человек может создавать в представлении образы, которые он в реальности не видел. Это, например, реальные представления о новом платье, которое вы хотите сшить к выпускному вечеру, и нереальные представления о фее, гноме, кентавре и т.д.
Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание.