double arrow

Проблема познаваемости мира. Различные философские школы прошлого и настоящего на вопрос о познаваемости мира дают самые разнообразные ответы



Различные философские школы прошлого и настоящего на вопрос о познаваемости мира дают самые разнообразные ответы.

Последовательные материалисты и идеалисты считают, что мир познаваем. Однако они расходятся в том, что является ис­точником наших знаний. С точки зрения материалистов источ­ником познания является окружающий мир. Предметы и явле­ния внешнего мира воздействуют на человека и вызывают у него соответствующие ощущения, представления и понятия.

С точки зрения идеалистов, источником наших знаний яв­ляются или ощущения отдельного человека (субъективный идеа­лизм), или комплекс ощущений (объективный идеализм).

Но есть такие школы в философии, которые отрицают по­знаваемость мира. Философское направление, отрицающее воз­можность познания мира, называется агностицизмом.Агности­цизм не отрицает сам факт существования познания. Это исто­рический факт, его отрицать невозможно. Речь идет о возможно­сти познания и о том, что оно собой представляет в отношении к находящейся вне его и противоположной ему реальности. Пер­вой исторической формой агностицизма был античный скепти­цизм - сомнение в возможности познания мира, поскольку:




1) человек сам находится в состоянии непрерывного изме­нения и, следовательно, не в состоянии адекватно отражать мир;

2) об одном и том же предмете возможны противоположные мнения (люди добры: нет, люди злы).

Отсюда следует вывод: знание не есть отражение объектив­ной действительности.

Второй формой агностицизма является юмизм, т.е. учение английского философа - идеалиста ХУШ в. Д. Юма (1711 -1776). Юм утверждал, что мы не имеем ничего, кроме ощуще­ний, а раз так, то откуда мы знаем, что вещи существуют.

Третья разновидность агностицизма кантианство (учение немецкого философа И. Канта (1724 - 1804). Он утверждал, что мы познаем мир не таким, каков он есть, а только таким, ка­ким он кажется.

Против агностицизма Канта и Юма выступили как идеали­сты, так и материалисты. С точки зрения идеализма позицию Канта критиковал Гегель. Он говорил, что если мы знаем, что вещь существует, и знаем свойства этой вещи (в результате ощу­щений), то мы тем самым знаем и саму вещь.

Наиболее убедительно доказали неправомерность агности­цизма диалектические материалисты. Они показали, что единст­венным опровержением агностицизма является практика. Если мы в практической деятельности, воздействуя на предметы ок­ружающего мира, добиваемся тех целей, которые ставили перед собой, то сущность этих предметов нами познана.



Сейчас читают про: