double arrow

Сущность понятия «истина»



После того как знание получено, всегда возникает вопрос: истинно ли оно и как доказать его истинность? Вопрос об истине и ее критериях является одним из центральных и важных в тео­рии познания. Материализм, в частности диалектический, счита­ет, что истина - это адекватное (правильное) отражение объ­ективной действительности познающим субъектом. Другими словами, истина - это мысль, которая верно отражает объ­ективную действительность. В современной науке наиболее часто употребляемым определением является следующее: ис­тина - это соответствие полученных знаний содержанию объ­екта познания. Истинны те мысли, которые соответствуют дей­ствительности. Эта концепция истины считается классической. Истина (правда) противоположна заблуждению, неправде.

Заблуждение - это то, что не соответствует реально­сти, но принимается за истину.

Ложь, неправда - это сознательное искажение действи­тельности с целью ввести кого-то в обман.

С точки зрения нравственности заблуждение - добросовест­ная неправда, а ложь - недобросовестная.

Наши высказывания ложны, если в них утверждается то, че­го нет на самом деле, в реальной жизни, например: «Вчера в Че­боксарах произошло землетрясение». Заблуждения, ошибки сопутствуют познанию мира как следствие его отражения, внесе­ния в содержание знания тех связей и отношений, которые от­сутствуют в самой действительности.




Характерной чертой истины является наличие в ней объек­тивной и субъективной сторон. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зави­сит, поскольку оно существует в объективной реальности. Таким образом философы пришли к выводу о существовании объек­тивной истины,не зависимой от произвола людей, их пристра­стий и интересов. Субъективная сторона связана с особенно­стями органов чувств, нервной системы, деятельностью голов­ного мозга, с нашими способностями, интересами, отношением к миру.

Задача науки - наращивать объективное знание о мире.

Одни знания соответствуют действительности полностью, точно; другие - только частично. Поэтому говорят, что истина имеет разные свойства: она объективна; она относительна и вме­сте с тем в определенной мере абсолютна.

Принято выделять истину абсолютнуюи относительную.Эти понятия отражают разное соответствие наших знаний дей­ствительности.



Абсолютная истина есть объективная истина в полном объеме, есть абсолютно точное отражение действительно­сти. Это такая истина, которая никогда не может быть опро­вергнута (после зимы приходит весна вследствие особенностей вращения Земли вокруг Солнца). Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении.

Большинство философов рассматривают абсолютную исти­ну как образец или предел, к которому стремится наше знание. На пути к этой цели - относительные истины, т.е. неполное, ог­раниченное знание. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин. Прежде всего, сам мир бесконечен и изменчив. Кроме того, возможности познания зависят от реальных истори­ческих условий своего времени и определяются уровнем разви­тия производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента. В итоге на каждом этапе мы получа­ем знания, неполные, незавершенные, невечные.

Относительная истина - это такая объективная истина, которая находится в процессе развития познания, науки, не­прерывно уточняется, конкретизируется, углубляется. Относи­тельная истина может содержать наряду с правильными поло­жениями и заблуждения. Причины этого кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человека. По мере накопления знаний одни относительные истины заменяются другими, более полными и глубокими. Путь познания напоми­нает лестницу, где каждая вновь открытая истина - ступень к следующей.

Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, та­ким образом, процесс познания бесконечен.

Процесс открытия истины - долгий процесс. Истины могут формироваться десятилетиями и даже столетиями. Фактически истина есть процесс, она находится в постоянном развитии.



Сейчас читают про: