Важнейшим источником для характеристики национально государственного устройства РФ является Конституция, в которой закреплены основные принципы государственно-территориального устройства РФ:
- федерализм,
- равноправие и самоопределение наций и народностей. Наряду с Конституцией РФ источником для характеристики
национально-государственного устройства РФ служит Федеративный договор, заключённый 31 марта 1992 г.
Россия - суверенное, целостное федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:
1. Государственная целостность. РФ - целостное, единое федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке.
2. Единство системы государственной власти. Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства. Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции Система государственных органов субъектов Федерации формируется ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами, установленными РФ.
|
|
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Конституция РФ определяет: а) перечень вопросов ведения РФ (ст.71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти: б) предметы совместного ведения РФ и её субъектов (ст.72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам; в) полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения.
4. Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ. РФ - многонациональное государство. Многочисленные национально-государственные образования в РФ рассматривается как разнообразные формы национальной государственности, как формы осуществления права наций на самоопределение. I Субъекты Федерации образованы как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности. Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. Государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.
|
|
5. Равноправие субъектов РФ. Равенство субъектов Российской Федерации проявляется: а) в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ; б) в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ; в) в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации; г) в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Россия объединяет 89 субъектов. Особенностью нашей Федерации является то, что в нее входят субъекты шести различных видов: 21 республика, 6 краев, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 10 автономных округов и 49 областей. Конституция РФ допускает возможность принятия в РФ и образование в ее составе новых субъектов.
Общими признаками конституционного статуса субъектов РФ являются:
1. Ограниченная учредительная власть субъектов РФ, которая производна от власти Федерации. Субъект не имеет права выйти из Федерации в одностороннем порядке и в одностороннем же порядке изменить свой статус. Но субъекты самостоятельно решают вопрос о своем наименовании (его изменение автоматически отражается в Конституции РФ). Субъекты принимают свои учредительные акты (конституции и уставы).
2. Территориальные права субъектов РФ. На территорию субъекта распространяется его государственная власть, действуют государственные органы соответствующего субъекта и имеют обязательную силу принимаемые им акты. Границы территории субъекта не могут быть изменены без его согласия.
3. Правовая система субъектов РФ. Республики имеют свои конституции, законодательство, иные правовые акты, остальные субъекты РФ - свои уставы, законодательство и иные правовые акты.
4. Система органов государственной власти субъектов РФ. Эта система формируется субъектами РФ самостоятельно, но в соответствии с общими принципами организации органов государственной власти, установленными федеральным законом. Субъекты самостоятельно определяют название собственных органов и закрепляют их статус.
5. Представительство в органах государственной власти. Предусмотрено специальное и равное представительство всех субъектов в Совете Федерации: каждый субъект направляет по два представителя.
6. Субъекты РФ имеют свой бюджет и собственность соответствующего уровня.
7. Субъекты РФ выступают самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей.
В ведении РФ находятся:
- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
- федеративное устройство и территория РФ;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
- федеральная государственная собственность и ее -управление:
- федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
- федеральные энергетические системы, ядерная энергетика:
- внешняя политика и международные отношения РФ;
- защита государственной границы;
- судоустройство, прокуратура;
- федеральная государственная служба.