Федеральное собрание - парламент Российской Федерации является её высшим представительным и законодательным органом. Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. В Совет Федерации входят два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Членами Совета Федерации могут быть избраны (назначены) граждане РФ не моложе 30 лет. Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ - избирается этим органом на срок своих полномочий. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок своих полномочий.
Государственная дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами РФ всеобщим равным прямым и тайным голосованием. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ». Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом 225 депутатов Государственной думы избираются по одномандатным избирательным округам, а 225 избираются по Федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками.
|
|
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы обладают неприкосновенностью (иммунитетом) в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Член Совета Федерации и депутат Государственной думы могут быть лишены прикосновенности решением соответствующей палаты, принятым большинством голосов по представлению Генерального прокурора РФ.
Депутаты Государственной думы работают на профессиональной основе и не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти или местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.
Работу Совета Федерации и Государственной думы организуют председатели и их заместители, избираемые палатами из своего состава. Для предварительного рассмотрения законопроектов, подготовки постановлений и заключений палат и осуществления других функций Совет Федерации и Государственная дума образуют комитеты и комиссии.
|
|
Кроме того, в Государственной думе для проведения согласованной политики депутаты образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы. Фракции формируются на основе избирательных объединений, прошедших в думу по федеральному избирательному округу. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы. При численности не менее 35 депутатов эти группы подлежат регистрации, пользуясь равными правами с фракциями. Председатель Государственной думы и руководители депутатских объединений входят с правом решающего голоса в состав Совета Государственной думы, к компетенции которого отнесены предварительная подготовка заседаний думы и рассмотрение организационных вопросов деятельности палаты. Внутреннее устройство и формы деятельности палат Федерального собрания регулируются специальными правовыми актами - регламентами.
К числу важнейших функций Федерального собрания Конституция РФ относит законодательную деятельность. Помимо законодательных полномочий к ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
б) утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
в) решение вопроса о возможности использования Вооружённых сил Российской Федерации за пределами её территории;
г) назначение выборов Президента РФ;
д) отрешение Президента РФ от должности;
е) назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ (по представлению Президента);
ж) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (по представлению Президента);
з) назначение и освобождение от должности заместителя 1редседателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов.
К ведению Государственной думы относятся:
а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
в) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ (по представлению Президента РФ);
г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
е) объявление амнистии (полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо замена этим лицам назначенного судом наказания на более мягкое);
ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
По вопросам, отнесённым к их ведению, Совет Федерации и Государственная дума принимают постановления.
Гл. 6. Правительство РФ
Правовой статус Правительства Российской Федерации определяется Конституцией, Федеральным конституционным Законом «О Правительстве РФ» (1997 г.), другими федеральными законами и указами Президента РФ.
Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительной власти в стране. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной думы.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Председатель Правительства в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставка Председателя Правительства влечёт за собой и отставку Правительства в целом.
|
|
Полномочия Правительства Российской Федерации можно условно разделить на несколько сфер.
1. Общие полномочия Правительства:
а) организует реализацию внутренней и внешней политики;
б) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
в) обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность её органов;
г) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы и др.
2. Полномочия Правительства в сфере экономики:
а) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
б) прогнозирует социально-экономическое развитие РФ;
в) осуществляет управление федеральной собственностью;
г) осуществляет общее руководство таможенным делом и др.
3. Полномочия Правительства в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:
а) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
б) разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
в) разрабатывает и реализует налоговую политику;
г) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
д) осуществляет валютное регулирование и валютный кон-золь и др.
4. Полномочия Правительства в социальной сфере:
а) обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения;
б) принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
в) обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
г) принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья;
д) содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства;
е) разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма и др.
|
|
5. Полномочия Правительства в сфере науки, культуры, образования:
а) разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;
б) обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, развивает систему бесплатного образования;
в) обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия и др.
6. Полномочия Правительства в сфере природопользования т охраны окружающей среды:
а) обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
б) координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
7. Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:
а) участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
б) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и др.
8. Полномочия Правительства в сфере обеспечения обороны игосударственной безопасности:
а) осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;
б) организует оснащение вооружением и военной, техникой обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных сил РФ;
в) обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих:
г) принимает меры по охране государственной границы РФ:
д) руководит гражданской обороной и др.
9. Полномочия Правительства в сфере внешней политики и международных отношений:
а) осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ;
б) обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях;
в), заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам;
г) защищает граждан РФ за пределами ее территории и др.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ, который имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Президент непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности. внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Правовые акты Правительства в случае их противоречия законам или указам Президента могут быть отменены последним.
Гл. 7. Судебная система Российской Федерации
Судебная власть в России представляет собой самостоятельную и независимую сферу публичной власти. Главная функция судебной власти - вершение правосудия, которое может осуществляться только судом в процессуальной форме. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (1996 г.). В настоящее время судебная система РФ состоит из Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебную систему субъектов РФ составляют конституционные (уставные) суры и мировые судьи.
Конституционный суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В состав Конституционного суда входит 19 судей, назначенных Советом Федерации по представлению Президента. Судьёй Конституционного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Полномочия Конституционного суда РФ:
1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Федерального собрания, Правительства РФ, конституций, уставов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти Федерации и её субъектов, а также не вступивших в законную силу международных договоров РФ;
2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и её субъектов, между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) проверка конституционности законов, применённых или подлежащих применению в конкретном судебном деле;
4) толкование Конституции РФ;
5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Решения Конституционного суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.
Верховный суд РФ - высший судебный орган (суд высшего звена) по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в установленных процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью.
В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды как органы правосудия в экономической сфере. Арбитражные суды разрешают так называемые экономические споры, т.е. споры, вытекающие из гражданских правоотношений, участниками которых выступают юридические лица и граждане-предприниматели.
Председатели Верховного и Высшего арбитражного судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьи остальных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного или Высшего арбитражного судов (соответственно), основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными органами власти соответствующих субъектов РФ.
Статус судей в Российской Федерации определяется Конституцией и Законом РФ «О статусе судей» (1992г.). Судьи, осуществляющие свои обязанности на профессиональной основе, независимы от других органов государственной власти и подчиняются только федеральным законам. Гарантиями независимости судей является их несменяемость и неприкосновенность, а также достойное материальное обеспечение.