Гл.5. Федеральное собрание

Федеральное собрание - парламент Российской Федерации является её высшим представительным и законодательным органом. Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. В Совет Федерации входят два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Членами Совета Федерации могут быть избраны (назначены) граждане РФ не моложе 30 лет. Член Совета Федерации - представитель от законодательного органа государственной вла­сти субъекта РФ - избирается этим органом на срок своих пол­номочий. Представитель в Совете Федерации от исполнительно­го органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ на срок своих полно­мочий.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами РФ всеобщим равным прямым и тайным голо­сованием. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ». Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин РФ, дос­тигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом 225 депутатов Государственной думы избираются по одно­мандатным избирательным округам, а 225 избираются по Федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депута­ты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной ду­мы обладают неприкосновенностью (иммунитетом) в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, аре­стованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Член Со­вета Федерации и депутат Государственной думы могут быть лишены прикосновенности решением соответствующей палаты, принятым большинством голосов по представлению Генераль­ного прокурора РФ.

Депутаты Государственной думы работают на профессио­нальной основе и не могут быть депутатами иных представи­тельных органов государственной власти или местного само­управления, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и де­путатом Государственной думы.

Работу Совета Федерации и Государственной думы органи­зуют председатели и их заместители, избираемые палатами из своего состава. Для предварительного рассмотрения законопро­ектов, подготовки постановлений и заключений палат и осуще­ствления других функций Совет Федерации и Государственная дума образуют комитеты и комиссии.

Кроме того, в Государственной думе для проведения согла­сованной политики депутаты образуют депутатские объедине­ния - фракции и депутатские группы. Фракции формируются на основе избирательных объединений, прошедших в думу по фе­деральному избирательному округу. Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы. При числен­ности не менее 35 депутатов эти группы подлежат регистрации, пользуясь равными правами с фракциями. Председатель Госу­дарственной думы и руководители депутатских объединений входят с правом решающего голоса в состав Совета Государст­венной думы, к компетенции которого отнесены предваритель­ная подготовка заседаний думы и рассмотрение организацион­ных вопросов деятельности палаты. Внутреннее устройство и формы деятельности палат Федерального собрания регулируют­ся специальными правовыми актами - регламентами.

К числу важнейших функций Федерального собрания Кон­ституция РФ относит законодательную деятельность. Помимо законодательных полномочий к ведению Совета Федерации от­носятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;

в) решение вопроса о возможности использования Воору­жённых сил Российской Федерации за пределами её территории;

г) назначение выборов Президента РФ;

д) отрешение Президента РФ от должности;

е) назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ (по представлению Президента);

ж) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (по представлению Президента);

з) назначение и освобождение от должности заместителя 1редседателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов.

К ведению Государственной думы относятся:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ (по представлению Президента РФ);

г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

е) объявление амнистии (полное или частичное освобожде­ние от наказания лиц, совершивших преступление, либо замена этим лицам назначенного судом наказания на более мягкое);

ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отре­шения его от должности.

По вопросам, отнесённым к их ведению, Совет Федерации и Государственная дума принимают постановления.

Гл. 6. Правительство РФ

Правовой статус Правительства Российской Федерации оп­ределяется Конституцией, Федеральным конституционным За­коном «О Правительстве РФ» (1997 г.), другими федеральными законами и указами Президента РФ.

Правительство РФ является коллегиальным органом, воз­главляющим систему исполнительной власти в стране. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной думы.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Председатель Правительства в со­ответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и ука­зами Президента определяет основные направления деятельно­сти Правительства и организует его работу. Отставка Председа­теля Правительства влечёт за собой и отставку Правительства в целом.

Полномочия Правительства Российской Федерации можно условно разделить на несколько сфер.

1. Общие полномочия Правительства:

а) организует реализацию внутренней и внешней политики;

б) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

в) обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность её органов;

г) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы и др.

2. Полномочия Правительства в сфере экономики:

а) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

б) прогнозирует социально-экономическое развитие РФ;

в) осуществляет управление федеральной собст­венностью;

г) осуществляет общее руководство таможенным делом и др.

3. Полномочия Правительства в сфере бюджетной, финан­совой, кредитной и денежной политики:

а) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кре­дитной и денежной политики;

б) разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

в) разрабатывает и реализует налоговую политику;

г) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

д) осуществляет валютное регулирование и валютный кон-золь и др.

4. Полномочия Правительства в социальной сфере:

а) обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения;

б) принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

в) обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

г) принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья;

д) содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства;

е) разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма и др.

5. Полномочия Правительства в сфере науки, культуры, образования:

а) разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

б) обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, развивает систему бесплатного об­разования;

в) обеспечивает государственную поддержку культуры и со­хранение культурного наследия и др.

6. Полномочия Правительства в сфере природопользования т охраны окружающей среды:

а) обеспечивает проведение единой государственной поли­тики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;

б) координирует деятельность по предотвращению стихий­ных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

7. Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения за­конности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

а) участвует в разработке и реализации государственной по­литики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

б) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного по­рядка, по борьбе с преступностью и др.

8. Полномочия Правительства в сфере обеспечения обороны игосударственной безопасности:

а) осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;

б) организует оснащение вооружением и военной, техникой обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных сил РФ;

в) обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих:

г) принимает меры по охране государственной границы РФ:

д) руководит гражданской обороной и др.

9. Полномочия Правительства в сфере внешней политики и международных отношений:

а) осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ;

б) обеспечивает представительство РФ в иностранных госу­дарствах и международных организациях;

в), заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам;

г) защищает граждан РФ за пределами ее территории и др.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента Правительство издает поста­новления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Согласованное функционирование и взаимодействие Прави­тельства РФ и других органов государственной власти обеспе­чивается Президентом РФ, который имеет право председатель­ствовать на заседаниях Правительства. Президент непосредст­венно руководит деятельностью федеральных органов испол­нительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности. внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычай­ных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Правовые акты Правительства в случае их противоречия законам или указам Президента могут быть отменены последним.

Гл. 7. Судебная система Российской Федерации

Судебная власть в России представляет собой самостоя­тельную и независимую сферу публичной власти. Главная функция судебной власти - вершение правосудия, которое может осуществляться только судом в процессуальной форме. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (1996 г.). В настоящее время судебная система РФ состоит из Конституционного суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебную систему субъектов РФ составляют конституционные (уставные) су­ры и мировые судьи.

Конституционный суд РФ - судебный орган конституци­онного контроля, самостоятельно и независимо осуществляю­щий судебную власть посредством конституционного судопро­изводства. В состав Конституционного суда входит 19 судей, назначенных Советом Федерации по представлению Президен­та. Судьёй Конституционного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Полномочия Конституционного суда РФ:

1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента, палат Феде­рального собрания, Правительства РФ, конституций, уставов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти Федерации и её субъектов, а также не вступивших в законную силу международных договоров РФ;

2) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государст­венной власти РФ и её субъектов, между высшими государст­венными органами субъектов РФ;

3) проверка конституционности законов, применённых или подлежащих применению в конкретном судебном деле;

4) толкование Конституции РФ;

5) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной изме­не или совершении иного тяжкого преступления.

Решения Конституционного суда РФ окончательны, не под­лежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения.

Верховный суд РФ - высший судебный орган (суд высшего звена) по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющий в установленных процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью.

В третий блок федеральных судов включены арбитражные суды как органы правосудия в экономической сфере. Арбитраж­ные суды разрешают так называемые экономические споры, т.е. споры, вытекающие из гражданских правоотношений, участни­ками которых выступают юридические лица и граждане-предприниматели.

Председатели Верховного и Высшего арбитражного судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьи остальных судов назначаются Президентом РФ по пред­ставлению Председателя Верховного или Высшего арбитражно­го судов (соответственно), основанному на заключении квали­фикационных коллегий судей этих судов и согласованному с зако­нодательными органами власти соответствующих субъектов РФ.

Статус судей в Российской Федерации определяется Кон­ституцией и Законом РФ «О статусе судей» (1992г.). Судьи, осуществляющие свои обязанности на профессиональной осно­ве, независимы от других органов государственной власти и подчиняются только федеральным законам. Гарантиями незави­симости судей является их несменяемость и неприкосновен­ность, а также достойное материальное обеспечение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow