Третья часть работы («С») состоит из заданий со свободным развёрнутым ответом, где экзаменующийся может с опорой на обществоведческие понятия изложить собственное мнение и аргументацию. Эта часть работы проверяется комиссией экспертов в соответствии с точными и строгими критериями, разработанными составителями КИМов. Баллы за верные ответы этой части могут дать экзаменующемуся одну треть от общего числа баллов. В связи со сложностью части «С» рассмотрим ее подробнее, используя анализ ответов абитуриентов, приведённый в работе Е. Л. Рутковской, Т. Е. Дисковой, Б. В. Кузнецова и др. «Методические рекомендации по оцениванию заданий с развёрнутым ответом. Обществознание» (М., 2003).
Задания С1: специфика, система оценивания, примеры
Задания С1 требуют перечисления признаков какого-либо явления, объектов одного класса и т.д. За полное и правильное выполнение этих заданий можно получить 2 балла.
Например:
Укажите признаки понятия «право собственности».
В ответе должны быть названы:
- право владения
- право пользования
- право распоряжения.
Если правильно названы все три перечисленные позиции, ответу присваивается 2 балла. Если правильно названы 1-2 из перечисленных позиций, ответу присваивается 1 балл. Если ответ неправильный или отсутствует - 0 баллов.
В данном случае 3 признака собственности очевидны и не вызывают разногласий. Однако в случае, если точного числа признаков у явления нет, экзаменующемуся лучше перечислить большее число элементов, чтобы его ответ совпал с критериями.
Например:
Назовите три отличительные черты науки как вида человеческой деятельности.
В критерии даны 4 черты: 1) стремление к объективности. 2) направленность на получение истинного знания о предмете, 3) глубокое проникновение в суть явлений, 4)теоретический характер. Очевидно, что признаков науки ещё больше (например, системность, специфика методов и т.д.). Значит, в случае, если перечень элементов не исчерпывается очевидным числом (в первом задании - 3 признака и больше быть не может), то следует перечислить не три, а как можно большее число элементов, чтобы ответ и критерии совпали в наибольшей степени.