Эксперимент по проведению Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию проводится в Чувашской Республике уже шестой год. Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что для успешной сдачи экзамена надо не только знать содержание учебной программы по обществознанию, но и иметь чёткое представление о структуре контрольно-измерительных материалов (КИМов), по которым проводится экзамен и выработать определённые навыки ответов на все виды заданий, представленных в КИМах. Данные методические рекомендации предназначены как для экзаменующихся, так и для педагогов.
В 2006 году предлагается следующая структура работы по обществознанию для ЕГЭ.
Первая часть («А») содержит 30 заданий двух типов; 24 задания базового уровня относятся к первому типу.
Первый тип - задания с выбором ответа (одного правильного из четырёх предложенных).. Например:
Общество, в котором утвердились стандарты массового производства, называется:
1) информационным
2) индустриальным
3) традиционным
4) постиндустриальным
Второй тип - 6 заданий повышенного уровня сложности -это задание на оценку двух суждений. Например:
Верны ли следующие суждения о религии? Специфическим свойством религии является...
А. Связь с миром переживаний человека
Б. Вера в сверхестественное
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верно и А, и Б
4) Оба суждения неверны
Вторая часть («В») включает одно задание базового и три задания повышенного уровня сложности.
1) Задание, требующее назвать термин или понятие, соответствующее предлагаемому определению.
Например: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность, - это...».
Ответ: цель.
1а) Задание, требующее вставить слово в предлагаемом предложении.
Например: «Совершение преступления влечёт за собой применение к виновному мер... ответственности».
Ответ: уголовной
Заметим, что так как проверка части «В» осуществляется с помощью компьютера, принципиально важно писать ответ без грамматических ошибок и в том же падеже, в котором слово (ответ) находятся в предлагаемом предложении.
2) Задание, требующее заполнить пробелы в предлагаемой схеме. Например:
Ответ: республика.
3) Задание на установление соответствия позиций, представленных в двух столбцах.
Например: