Тема 13. Философская антропология

Цель: раскрыть смысл философской антропологии

Задачи: 1. Показать теорию антросоциогенеза

2. Показать феноменальную и эссенциальную сущность человека

3. Раскрыть смысл жизни человека, проблему смерти и бессмертия

4. Судьба человека в современном мире

Человечество с глубокой древности пыталось ответить на вопрос о том, что есть человек, какова его природа и сущность, как он произошел и чем он отличается от животного?

Проблема происхождения человека весьма сложна и до сих пор нерешена. Подходы в решении этого вопроса носят религиозный, космологический естественно –научный характер.

В решении проблемы генезиса человека философия предает большое значение деятельности человека, в частности труд, целесообразной, орудийной, коллективной деятельности по преобразованию предметов природы. Труд и общение способствовали развитию речи (языка). Важным фактором становления человека стали нравственные требования.

Термин “природа человека” употребляется для обозначения исходного биологического начала в человеке (природное выражается анатонофизиологических, генетических явлениях) но человек социальное существо. В этом заключается его сущность. Человек становиться человеком благодаря жизни в человеческом обществе. Человек это биосоциальное существо. Но и это не все. Важную часть в человеке составляет его психика. Под психическим понимается внутренний душевно – духовный мир человека – его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память темперамент. Человек есть разумное существо. Человеческое мышление являет собой сложноорганизованный биопсихосоциальный феномен, материальный субстрат которого (мозг) подается физиологическому измерению, но его содержание (сознание) – это уже безусловное взаимопереплетение психического и социального (сознание – идеально по своей природе). Т. е. Человек есть воплощенный дух и одухотворенное телесность, духовно – материальное существо, обладающее разумом, это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи.

Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах (единичный атом социальной общности, отдельный человек). Понятие индивидуальность указывает на уникальность, неповторимость каждого человека и является предпосылкой формирования личности. В понятии личность отражаются интегративные социально –психологические особенности человека: мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, принципы образа жизни, нравственные и эстетические идеал, социально – политические позиции, стиль мышления, сила воли и т. д. Полем проявления личностных свойств служит его социальная жизнь. Личность – это общественно – развитый человек.

Здоровье выступает одной из наиболее значимых основ человеческого счастья, радости и благополучия, поэтому проблема здоровья — кардинальная для всего человече­ства. Она всегда была и остается в центре внимания позна­ющей и созидающей человеческой деятельности.

Развитие философии истории, а также колоссальное влияние развивающихся учений о политико-правовой организации общества постепенно приводят к тому, что в философии вычленяется и предметно обособляется особая область знания, связанного с сущностью и фундаментальными закономерностями общественной жизни, логикой бытия социума, характером взаимосвязи и взаимоотношений общества и личности, наконец - с вопросами о принципах и логике, закономерностях и отличительных чертах социального познания в целом и философствовании об обществе и человеке. в частности. Эта область и получает название соцшиьноп философии.

Социальную философию интересуюттакие проблемные вопросы:

1) Что такое, собственно. есть «общественная жизнь»?

2) Какое место занимает общественная жизнь в жизни человека, каково ее истинное назначение?

3) К чему стремится человек и чего он может достичь, строя формы своего общественного бытия?

4) Какое место занимает общественная жизнь человека в мировом, космическом бытии вообще? К какой области бытия относится общественная жизнь и каков ее подлинный смысл?

5) Каково отношение общественной жизни к последним, абсолютным началам и ценностям, лежащим в основе жизни вообще?

Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество – объективная реальность, форма существования бытия людей, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

1) Экономическая сфера является базовой, определяющей в жизни общества. Её составляющие: производство, распределение, обмен, потребление материальных благ. Способ производства материальных благ состоит из: производительных сил и производственных отношений.

2) Социальная сфера – система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основная на разделении труда, собственности на средства и национальном факторе. Основные элементы социальной структуры общества: классы, страты, сословия, люди города и деревни, представители умственного и физического труда, социально – демографические группы.

3) Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляет руководство обществом.

4) Духовная сфера – совокупность всех идей, моральных, эстетических ценностей созданных людьми. Основные элементы духовной жизни общества; духовная деятельность, духовные ценность, духовные потребности, индивидуальное сознание человека, общественное сознание.

Насчитывается целый ряд концепций индустриальногс), постиндустриалъного и информационного общества, которые разрабатывали Р. Арон. У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл. О. Тоффлер, Дж. Несбит, и др.

Р. Арон рассматривал социальный прогресс как переход от аграрного к индустриальному обществу. Аграрным он называл традиционное, докапиталистическое общество. в котором господствует натуральное хозяйство и сословное деление. Дж. Гэлбрейт выдвинул концепцию нового индустриального общества, в котором основную роль играют крупные корпорации и «техноструктура», сообщество специалистов разного уровня, работающих с информацией.

В 70-е годы XX в. начинает развиваться концепция постиндустриального общества, одним из первых теоретиков которой стал Д. Белл. Постиндустриальное общество он представляет как общество, где организация теоретических знаний является первостепенной. Интеллектуальные институты являются центральными в социальной структуре. Общество переориентируется с производства предметов потребления на другие цели: чистая экология, обилие информации, информированностъ о человеке и обществе. развитие сети услуг бытового и культурного назначения. Совершенство технологии снизит энерго- и материалоемкость производства. На первое место выйдет развитие экологически чистых технологий, телекоммуникаций, способов передачи информации. В теориях информационного общества использование информации становится главным фактором общественного развития. Так, например, в работах А. Тофлера динамика мировой цивилизации представлена как волновые всплески, которые подталкивают человечество на новый. более высокий уровень единства и взаимозависимости. Для последней характерны быстрые и массовые изменения, создающие принципиально новую цивилизацию, основывающуюся на высокой технологии, информации и новых способах достижения экономических целей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: