В конце III тысячелетия и область Аккада ВТ0Ргаются (из Аравии) аморейские племена, а в область Шумера — эламиты. Скоро в их руках оказывается вся долина Двуречья. Затем начинается борьба между амореями и эламитами. Она завершается победой аморейских царей и возвышением города Вавилона, который в скором времени превращается в крупнейший экономический, политический и культурный центр. Расцвет Древневавилонского царства и окончательное объединение под его главенством всего Двуречья происходит при знаменитом царо Хаммураби (1792—1750 гг. до н. э.).
Хаммураби одержал победу над эламитами, затем он подчинил себе лежащее к северу от Вавилонии царство Мари и, наконец, завоевал город Ашшур, центр могущественной в будущем державы. Но Хаммураби прославился не только как завоеватель. Им был разработан знаменитый кодекс законов. Высеченный на базальтовом столбе и состоящий из 282 статей, он сохра-, пился до нашего времени. Знакомство с этим кодексом дает нам представление об экономической и политической структуре древневавилонского общества.
|
|
Законодательство Хаммураби носит ярко выраженный классовый характер. Оно охраняет права собственности рабовладельцев, жрецов, купцов и стоит на страже их интересов. Из кодекса мы узнаем, что наряду с земледелием в вавилонском обществе были широко развиты ремесленное производство и торговля. Кодекс перечисляет такие ремесленные профессии: горшечников, каменотесов, кузнецов, кожевников, портных. Что касается торговли; то крупные торговые операции вели храмы и даже сами цари. Они действовали через купцов — тамкаров, которые, в свою очередь, имели торговых агентов и приказчиков. Главнейшими статьями торговли с соседними странами был хлеб, скот, серебро, медь.
Из кодекса Хаммураби мы узнаем о рабовладельческих отношениях в древнем Вавилоне. Особенное;раслространение получило здесь так называемое долговое рабство. Если должник не мог вовремя вернуть свой долг, он обязан был отработать его либо личным трудом, либо трудом своих детей. Долговая кабала могла растянуться на всю жизнь. Кодекс Хаммураби ограничивал рабство за долги тремя годами.
Вавилонское общество в период правления Хаммураби достигло высокого уровня развития. Однако этот расцвет продолжался сравнительно недолго, и страна подверглась ряду сокрушительных вторжений. Под их ударами Древневавилонское царство прекращает свое существование.
Ассирия Ассирийское государство развивалось из небольшой общины в Северном Двуречье, центром которой был город Ашшур (Ассур). Своего наивысшего расцвета Ассирийская военная держава достигает в VIII в. до н. э. Ассирийский царь Тиглатпаласар III (745—727 гг.) совершил ряд победоносных походов. Он завоевал такие страны, как Сирия и Финикия. Цари Тира и Израиля платили ему дань. Его поход в страну Урарту завершился тяжелым поражением урартийцев. Наконец, Тиглатпаласар подчинил Вавилонское царство и принял титул царя Вавилона.
|
|
Его завоевательная деятельность была продолжена другими ассирийскими царями — Саргоном II (722—705 гг.) и Асархад-доном ((380—669 гг.). В результате их завоеваний и походов озникла огромная Ассирийская держава,.включавшая в себя центральную и восточную часть Малой Азии,'Двуречье, Сирию, Палестину, частично Египет. По понятиям того Бремени это была мировая
держава.
Ассирия была военно-рабовладельческим государством. Рабовладельческие отношения получили здесь более широкое развитие, чем в Египте и Вавилонии. В царском хозяйстве работали тысячи рабов, их труд попользовался также на строительстве дорог, каналов и целых городов. Довольно широко была развита торговля рабами.
Ассирия славилась в древности высокой организацией военного дела. Ассирийская армия состояла из частей, различных по роду оружия: 1) колесницы парной упряжки, 2) конница, т. е. всадники (они впервые появляются именно в ассирийской армии), 3) пехота (тяжелая и легковооруженная),4) саперы, 5) осадная артиллерия (кам-неметные и стенобитные орудия). Армия была главной опорой ассирийских царей, и даже существовал обычай, по которому цари, вступая на престол, были обязаны представляться армии.
Однако ассирийская военная
Держава была колос-сом на глиняных ногах. Между отдельными частями огромного государства но было достаточно прочных связей. Покоренные страны.и народы подвергались жестокому угнетению. И восставший Вавилон, объединившись с Мидией, крупным государством, расположенным на Иран ежом плоскогорье, нанес сокрушительный удар ассирийскому господству.
Религия и культура Ассиро-Вавилонии В вавилонском обществе религия играла не меньшУю роль, чем в Египте. Все области культурной жизни — от литературы до науки — находились под сильным воздействием религии. Главными богами были: Мардук, Шамаш и ледельческие божества Тамуз и Иштар (близкие к Осирису и Исиде), Кроме того, существовали народные верования в духов рек, каналов, почитались души умерших.
В Двуречье была — в отличие от египетских иероглифов — клинообразная письменность. Знаки — клинья — выдавливались не глиняных табличках, которые, затвердевая, сохраняли их навеки.
До нас дошло большое количество памятников древневавилонской литературы, в том числе знаменитая поэма о Гильгаме-ше, в которой впервые излагается легенда о всемирном потопе.
Зачатки науки в древней Вавилонии были связаны с развитием земледелия. Еще в шумерийскую эпоху здесь существовала шестидесятиричная система исчисления, от которой до наших дней сохранилось деление круга на 360°. Вавилонянам были известны четыре правила арифметики, простые дроби, возведение в квадрат, куб, а также извлечение корней. Довольно обширны были астрономические познания вавилонян. Они выделили из числа звезд пять планет и вычислили их орбиты. Наблюдая за лунными фазами, они выработали календарь, распадавшийся на год, месяцы, сутки (в сутках — 12 часов, в часе — 30 минут).
Что касается ассирийской культуры, то ее нельзя считать самостоятельной. По существу ассирийцы, благодаря своим завоеваниям и. своим торговым связям, были разносчиками и распространителями вавилонской культуры по Есем странам древнего Востока. Так, в знаменитой библиотеке ассирийского царя Ассурбаиипала были собраны литературные и религиозные тексты, научные трактаты, справочники, словари разных стран и народов. Это была поистине сокровищница культурных достижений древнего Востока.