Древневавилонское царство

В конце III тысячелетия и область Аккада ВТ0Ргаются (из Аравии) аморейские пле­мена, а в область Шумера — эламиты. Ско­ро в их руках оказывается вся долина Двуречья. Затем начи­нается борьба между амореями и эламитами. Она завершается победой аморейских царей и возвышением города Вавилона, который в скором времени превращается в крупнейший эконо­мический, политический и культурный центр. Расцвет Древне­вавилонского царства и окончательное объединение под его главенством всего Двуречья происходит при знаменитом царо Хаммураби (1792—1750 гг. до н. э.).

Хаммураби одержал победу над эламитами, затем он подчи­нил себе лежащее к северу от Вавилонии царство Мари и, нако­нец, завоевал город Ашшур, центр могущественной в будущем державы. Но Хаммураби прославился не только как завоева­тель. Им был разработан знаменитый кодекс законов. Высечен­ный на базальтовом столбе и состоящий из 282 статей, он сохра-, пился до нашего времени. Знакомство с этим кодексом дает нам представление об экономической и политической структуре древневавилонского общества.

Законодательство Хаммураби носит ярко выраженный клас­совый характер. Оно охраняет права собственности рабовла­дельцев, жрецов, купцов и стоит на страже их интересов. Из кодекса мы узнаем, что наряду с земледелием в вавилонском обществе были широко развиты ремесленное производство и торговля. Кодекс перечисляет такие ремесленные профессии: горшечников, каменотесов, кузнецов, кожевников, портных. Что касается торговли; то крупные торговые операции вели храмы и даже сами цари. Они действовали через купцов — тамкаров, которые, в свою очередь, имели торговых агентов и приказчи­ков. Главнейшими статьями торговли с соседними странами был хлеб, скот, серебро, медь.

Из кодекса Хаммураби мы узнаем о рабовладельческих от­ношениях в древнем Вавилоне. Особенное;раслространение по­лучило здесь так называемое долговое рабство. Если должник не мог вовремя вернуть свой долг, он обязан был отработать его либо личным трудом, либо трудом своих детей. Долговая кабала могла растянуться на всю жизнь. Кодекс Хаммураби ограничи­вал рабство за долги тремя годами.

Вавилонское общество в период правления Хаммураби до­стигло высокого уровня развития. Однако этот расцвет продол­жался сравнительно недолго, и страна подверглась ряду сокру­шительных вторжений. Под их ударами Древневавилонское царство прекращает свое существование.

Ассирия Ассирийское государство развивалось из небольшой общины в Северном Двуречье, центром которой был город Ашшур (Ассур). Своего наивысшего расцвета Ассирийская военная держава достигает в VIII в. до н. э. Ассирийский царь Тиглатпаласар III (745—727 гг.) совер­шил ряд победоносных походов. Он завоевал такие страны, как Сирия и Финикия. Цари Тира и Израиля платили ему дань. Его поход в страну Урарту завершился тяжелым поражением урартийцев. Наконец, Тиглатпаласар подчинил Вавилонское царство и принял титул царя Вавилона.

Его завоевательная деятельность была продолжена другими ассирийскими царями — Саргоном II (722—705 гг.) и Асархад-доном ((380—669 гг.). В результате их завоеваний и походов озникла огромная Ассирийская держава,.включавшая в себя цент­ральную и восточную часть Малой Азии,'Двуречье, Сирию, Палести­ну, частично Египет. По понятиям того Бремени это была мировая

держава.

Ассирия была военно-рабовла­дельческим государством. Рабовла­дельческие отношения получили здесь более широкое развитие, чем в Египте и Вавилонии. В царском хозяйстве работали тысячи рабов, их труд попользовался также на строительстве дорог, каналов и це­лых городов. Довольно широко была развита торговля рабами.

Ассирия славилась в древности высокой организацией военного дела. Ассирийская армия состояла из частей, различных по роду ору­жия: 1) колесницы парной упряж­ки, 2) конница, т. е. всадники (они впервые появляются именно в ас­сирийской армии), 3) пехота (тя­желая и легковооруженная),4) са­перы, 5) осадная артиллерия (кам-неметные и стенобитные орудия). Армия была главной опорой асси­рийских царей, и даже существо­вал обычай, по которому цари, вступая на престол, были обязаны представляться армии.

Однако ассирийская военная

Держава была колос-сом на глиняных ногах. Между отдельными частями огромного государства но было достаточно прочных свя­зей. Покоренные страны.и народы подвергались жестокому уг­нетению. И восставший Вавилон, объединившись с Мидией, крупным государством, расположенным на Иран ежом плоско­горье, нанес сокрушительный удар ассирийскому господству.

Религия и культура Ассиро-Вавилонии В вавилонском обществе религия играла не меньшУю роль, чем в Египте. Все области культурной жизни — от литературы до науки — находились под сильным воз­действием религии. Главными богами были: Мардук, Шамаш и ледельческие божества Тамуз и Иштар (близкие к Осирису и Исиде), Кроме того, существовали народные верования в ду­хов рек, каналов, почитались души умерших.

В Двуречье была — в отличие от египетских иероглифов — клинообразная письменность. Знаки — клинья — выдавливались не глиняных табличках, которые, затвердевая, сохраняли их навеки.

До нас дошло большое количество памятников древневави­лонской литературы, в том числе знаменитая поэма о Гильгаме-ше, в которой впервые излагается легенда о всемирном потопе.

Зачатки науки в древней Вавилонии были связаны с разви­тием земледелия. Еще в шумерийскую эпоху здесь существова­ла шестидесятиричная система исчисления, от которой до на­ших дней сохранилось деление круга на 360°. Вавилонянам были известны четыре правила арифметики, простые дроби, воз­ведение в квадрат, куб, а также извлечение корней. Довольно обширны были астрономические познания вавилонян. Они вы­делили из числа звезд пять планет и вычислили их орбиты. На­блюдая за лунными фазами, они выработали календарь, распа­давшийся на год, месяцы, сутки (в сутках — 12 часов, в часе — 30 минут).

Что касается ассирийской культуры, то ее нельзя считать самостоятельной. По существу ассирийцы, благодаря своим за­воеваниям и. своим торговым связям, были разносчиками и рас­пространителями вавилонской культуры по Есем странам древ­него Востока. Так, в знаменитой библиотеке ассирийского царя Ассурбаиипала были собраны литературные и религиозные тексты, научные трактаты, справочники, словари разных стран и народов. Это была поистине сокровищница культурных дости­жений древнего Востока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: