Новое царство. В эпоху Нового царства Египет превра щается в крупнейшую военную державу

В эпоху Нового царства Египет превра щается в крупнейшую военную державу.

Еще освободитель Египта от гиксосов фараон Яхмос, пресле­дуя их, проник далеко в Азию, а затем совершил поход в Ну­бию. Но истинным создателем египетской военной державы был фараон Тутмос III (1525—1491 гг. до н. э.), который совершил 17 завоевательных походов в Азию, подчинил своей власти Си­рию, Палестину, Ливию и Нубию. Он располагал большим вой­ском, состоявшим из пехотинцев, вооруженных луками, стрела­ми и копьями, и конницы, которая сражалась на боевых колесницах. Кроме сухопутного войска, имелся также военный флот (парусный и весельный).

Завоевательные походы давали огромную добычу, которая шла прежде всего в царские сокровищницы и закрома, а тыся­чи рабов и тысячи голов скота попадали в царские хозяйства. Богатые дары и пожалования получали от египетских фараонов храмы и их служители, т. е. жрецы. Например, храм бога Амо-па — бога, который особенно почитался в столице Египта Фи­вах,— только после одного из походов получил в полное владе­ние целую область Ливана с тремя крупными городами.

Все это привело к чрезвычайному усилению роля жречест­ва во внутренней жизни страны. Особое положение занимал тот же фиванский храм бога Амона: в его владениях земли, ра­бов и зависимых крестьян было больше, чем у всех остальных храмов, вместе взятых. Этим и объяснялось огромное политиче­ское влияние фивапского жречества, которое пыталось даже ограничить власть самих фараонов.

Против фиванского жречества выступил фараон Аменхо­теп IV (1424—1388 гг. до н. э.). Он решил провести религиоз­ную реформу. Смысл ее заключался в том, что отменялось по­читание и закрывались храмы всех прежних богов, в том числе. и бога Амона. Вводилось единобожие: поклонение богу Солнца, которого называли Атон. Началось строительство храмов Атону не только по всему Египту, но и в покоренных странах; была заложена новая столица, посвященная богу Солнца; сам фара­он сменил свое имя на Эхнатон, что значит «Угодный Атону».

Однако реформа Эхнатона не удалась. Борьба против его мероприятий привела даже к восстанию, и хотя Эхнатон его подавил, после его смерти реформа была быстро сведена на нет, а влияние жречества еще более усилилось. Так, при фараоне Рамзесе И (1317—1251 гг. до н. э.) количество храмовых зе­мель удвоилось, верховные жрецы чувствовали себя независи­мыми от власти царя, а должность верховного жреца стала пе­редаваться по наследству.

При Рамзесе II были предприняты последние крупные по­ходы. На территории Сирии египтянам пришлось столкнуться с новым могущественным народом — хеттами, которые к этому времени захватили почти всю Сирию. Борьба шла долго, с пере­менным успехом и кончилась фактическим разделом сирийской территории между египтянами и хеттами.

В конце эпохи Нового царства наблюдается ослабление во­енной мощи Египта: от него отпадает ряд завоеванных стран, усиливается снова сепаратизм отдельных номов. В скором вре­мени Египет становится добычей иноземных завоевателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: