В эпоху Нового царства Египет превра щается в крупнейшую военную державу.
Еще освободитель Египта от гиксосов фараон Яхмос, преследуя их, проник далеко в Азию, а затем совершил поход в Нубию. Но истинным создателем египетской военной державы был фараон Тутмос III (1525—1491 гг. до н. э.), который совершил 17 завоевательных походов в Азию, подчинил своей власти Сирию, Палестину, Ливию и Нубию. Он располагал большим войском, состоявшим из пехотинцев, вооруженных луками, стрелами и копьями, и конницы, которая сражалась на боевых колесницах. Кроме сухопутного войска, имелся также военный флот (парусный и весельный).
Завоевательные походы давали огромную добычу, которая шла прежде всего в царские сокровищницы и закрома, а тысячи рабов и тысячи голов скота попадали в царские хозяйства. Богатые дары и пожалования получали от египетских фараонов храмы и их служители, т. е. жрецы. Например, храм бога Амо-па — бога, который особенно почитался в столице Египта Фивах,— только после одного из походов получил в полное владение целую область Ливана с тремя крупными городами.
Все это привело к чрезвычайному усилению роля жречества во внутренней жизни страны. Особое положение занимал тот же фиванский храм бога Амона: в его владениях земли, рабов и зависимых крестьян было больше, чем у всех остальных храмов, вместе взятых. Этим и объяснялось огромное политическое влияние фивапского жречества, которое пыталось даже ограничить власть самих фараонов.
Против фиванского жречества выступил фараон Аменхотеп IV (1424—1388 гг. до н. э.). Он решил провести религиозную реформу. Смысл ее заключался в том, что отменялось почитание и закрывались храмы всех прежних богов, в том числе. и бога Амона. Вводилось единобожие: поклонение богу Солнца, которого называли Атон. Началось строительство храмов Атону не только по всему Египту, но и в покоренных странах; была заложена новая столица, посвященная богу Солнца; сам фараон сменил свое имя на Эхнатон, что значит «Угодный Атону».
Однако реформа Эхнатона не удалась. Борьба против его мероприятий привела даже к восстанию, и хотя Эхнатон его подавил, после его смерти реформа была быстро сведена на нет, а влияние жречества еще более усилилось. Так, при фараоне Рамзесе И (1317—1251 гг. до н. э.) количество храмовых земель удвоилось, верховные жрецы чувствовали себя независимыми от власти царя, а должность верховного жреца стала передаваться по наследству.
При Рамзесе II были предприняты последние крупные походы. На территории Сирии египтянам пришлось столкнуться с новым могущественным народом — хеттами, которые к этому времени захватили почти всю Сирию. Борьба шла долго, с переменным успехом и кончилась фактическим разделом сирийской территории между египтянами и хеттами.
В конце эпохи Нового царства наблюдается ослабление военной мощи Египта: от него отпадает ряд завоеванных стран, усиливается снова сепаратизм отдельных номов. В скором времени Египет становится добычей иноземных завоевателей.