Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

1 О новом Гражданском кодексе России и его применении см.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и II. Со вступительной статьей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации профессора В.Ф. Яковлева. М.. 1996.

стика, так же как и уголовно-правовая, учитывает свои объекты не изолированно, а в неразрывной связи с оценкой деятельнос­ти суда и арбитража по разбирательству и разрешению граждан­ско-правовых споров. Отсюда гражданско-правовая статистика должна освещать своими показателями отдельные стадии граждан­ского процесса по рассмотрению споров о праве гражданском.

Итак, конкретными объектами гражданско-правовой статисти­ки являются: 1) спор о праве гражданском (гражданское дело); 2) сто­роны в гражданском процессе (истец и ответчик); 3) судебное ре­шение.

В показателях гражданско-правовой статистики находят отра­жение основные элементы гражданского правоотношения: право, обязанность, субъект права, объект. Она прежде всего учитыва­ет виды правоотношений, рассматриваемые судом и арбитра­жем, — брачно-семейные, жилищные, трудовые, договорные и другие, соответствующие наиболее важным институтам граждан­ского права. Значительным числом показателей гражданско-пра­вовой статистики характеризуются субъекты прав и обязанностей (стороны в процессе), а также объект гражданского правоотноше­ния (то, на что направлены права и обязанности субъектов пра­воотношения).

Одним из постоянных объектов ее статистического наблюде­ния являются денежные поступления в бюджет, полученные в ре­зультате деятельности судов и других учреждений юстиции (поми­мо возмещения причиненного преступлением ущерба), в частно­сти, суммы, полученные от конфискации имущества, удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лише­ния свободы, взысканные судами штрафы, государственная по­шлина и судебные издержки.

В объект гражданско-правовой статистики, кроме споров о пра­ве гражданском, входят и те гражданские правоотношения, кото­рые, не являясь предметом конкретного спора и не выступая в фор­ме правонарушения, удостоверены в порядке нотариального или су­дебного производства (например, совершение протестов векселей, удостоверение факта нахождения гражданина в живых или в опре­деленном месте, завещаний, купли-продажи строений и пр.).

3. Объектами административно-правовой статистики явля­ются:

а) административные правонарушения (проступки), посягающие на государственный или общественный порядок, все формы соб164 Глава W. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

ственности, права и свободы граждан, на установленный поря­док управления; противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которые законода­тельством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР);

б) лица, совершившие административные правонарушения, до­стигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возрас­та, если они были вменяемы и не действовали в состоянии край­ней необходимости или необходимой обороны (ст. 13, 18—20 КоАП РСФСР);

в) меры административной ответственности— административ­ные взыскания, применяемые за совершение административных пра­вонарушений (ст. 24 КоАП РСФСР).

Основные виды административных взысканий: предупрежде­ние, штраф, исправительные работы на срок до двух месяцев. Ад­министративный арест на срок до 15 суток может быть применен лишь в исключительных случаях за некоторые виды правонаруше­ний. Эта мера, так же как исправительные работы, может быть на­значена только районным (городским) судом (судьей).

Дела об административных правонарушениях рассматривают довольно широкий круг органов и должностных лиц. Перечень их устанавливается федеральным законом.

Из числа правоохранительных органов дела об административ­ных правонарушениях уполномочены рассматривать районные (городские) суды (судьи), органы внутренних дел, налоговой по­лиции, таможни.

Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдель­ных элементов. Полное представление об объекте можно получить, используя такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.

Единица наблюдения — неделимый составной элемент изучае­мой совокупности, признаки которого регистрируются в про­цессе статистического наблюдения. Иными словами, единица на­блюдения (иногда ее называют единицей совокупности) — это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблю­дении признаков. Единицей наблюдения может быть человек, факт, предмет, процесс и т.д. Например, при переписи населе­ния все проживающие в стране люди — это статистическая сово­купность, а каждый отдельный человек — единица наблюдения. При демографических обследованиях ею может быть также и от-

т

§ 2. Программно-методо логические вопросы статистического наблюдения

дельная семья. В правовой статистике такими единицами являют­ся преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы.

Отчетная единица — это источник, откуда поступает первич­ная статистическая информация о единицах наблюдения. В уго­ловно-правовой статистике, например, такими источниками яв­ляются: отделение милиции, городские (районные) органы вну­тренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, ИУ и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитывают­ся изучаемые статистикой социально-правовые явления. Соглас­но теории уголовно-правовой статистики, преступность измеря­ется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях (т.е. фактах) и субъектах (т.е. лицах, их совершивших). Отсюда заре­гистрированная преступность — это данные как о фактах преступ­лений, так и о лицах, совершивших преступления.

Эти данные важно разграничивать. Они практически всегда раз­личаются и, как правило, число фактов превышает число лиц, их совершивших. Вот убедительный тому пример: за январь — декабрь 1997 г. в России зарегистрировано 2 397 311 преступлений, а лиц, совершивших преступления, выявлено 1 372 161. При оценке по­добной картины необходимо помнить, что статистика зарегист­рированных преступлений включает и те, по которым оказались неустановленными лица, подлежащие привлечению в качестве об­виняемых. Поэтому при сравнении зарегистрированной преступ­ности одновременно по фактам и лицам целесообразно учитывать данные и о тех преступлениях, по которым не выявлены лица, их совершившие. Расхождения этих суммарных величин бывают след­ствием распространенности групповой преступности, а также со­вершения двух и более преступлений одним и тем же лицом. Так, в 1997 г. из общего числа выявленных лиц совершили преступле­ния: в группе'— 446 708, в том числе организованной или в составе преступного общества — 16 100.

По этим же причинам единицей измерения распространенности преступности не может быть уголовное дело (следственное или су­дебное производство, протоколы и материалы, находящиеся в про­изводстве), именуемое иногда в правоохранительной практике еди­ницей учета.

Единицы измерения в уголовной статистике обусловливают­ся целями наблюдения. Так, при изменении цели наблюдения, на166 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

§ 2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

пример определение объема проделанной работы, то же уголов­ное дело становится одним из важнейших измерителей нагрузки следователя или следственного аппарата органов внутренних дел, прокуратуры, а также судов.

Очень важным вопросом является разработка программы ста­тистического наблюдения. Любое явление, в частности преступ­ление, обладает множеством различных признаков. Напомним, что статистический признак — это конкретное свойство, качество, от­личительная черта единицы наблюдения. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. В этих случаях отбирают те признаки, которые являются сущест­венными, основными для характеристики объекта, исходя из це­ли исследования. Для определения регистрируемых признаков и разрабатывается программа наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой научно обоснован­ный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследу­емой единице наблюдения). В программу наблюдения включают­ся такие вопросы и признаки, которые имеют наибольшее прак­тическое и теоретическое значение и являются наиболее сущест­венными для данного объекта. Содержание программы определя­ется особенностями наблюдаемого объекта и целями статистиче­ского исследования. Отсюда составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков. В свою очередь, правиль­но с научных позиций составленная программа и строго достовер­ные данные— это первейшие условия успешной статистики.

Уголовно-правовая статистика дает возможность подготовить обширные программы наблюдения, характеризующие в опреде­ленных показателях весь ход реализации государственных мер со­циального контроля над преступностью, ее уровень, структуру, ди­намику, данные о личности преступника и потерпевших.

Научная основа таких программ — теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и предусмотренных зако­ном действий государственных органов по социальному контро­лю над ней.

Законодательным основанием этих признаков (программ на­блюдения) являются действующие на территории Российской

Федерации уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-ис­полнительное законодательство, а также различного рода норма­тивные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью.

Исходя из основной задачи программы наблюдения уголовно-правовой статистики — характеристика преступности и процесс ре­ализации государственных мер социального контроля над ней, она должна быть подразделена на следующие части, освещающие сво­ими показателями: 1) состояние преступности, ее структуру, ди­намику, причины и условия, способствующие совершению преступ­лений, а также личность преступника; 2) систему виктимологиче-ских показателей и других общественно опасных последствий пре­ступности^) деятельность органов прокуратуры; 4) деятельность органов Министерства внутренних дел; 5) деятельность судебных органов; 6) деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы; 7) детельность других правоохранительных органов.

Программа наблюдения в гражданско-правовой статистике долж­на быть подразделена на две части, характеризующие своими по­казателями: 1) состояние гражданских правоотношений, находя­щихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате; структуру и ди­намику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства; состав сторон (истцов и ответчи­ков) и 2) деятельность судов, арбитража и нотариата.

Поскольку программа наблюдения как система взаимосвя­занных показателей и признаков получает наиболее полное выра­жение в действующей отчетности, составляемой на основе пер­вичных документов, поэтому мы рассмотрим подробно ее при оз­накомлении с отчетностью в правоохранительных органах.

К программе статистического наблюдения предъявляются оп­ределенные требования. Так, вопросы программы должны отра­жать существенные признаки, непосредственно характеризую­щие изучаемое явление, быть точными и недвусмысленными.

Важна и последовательность их расположения. Логичный по­рядок расположения вопросов (признаков) обеспечит получе­ние достоверных сведений об изучаемом явлении. В программу на­блюдения целесообразно включать вопросы контрольного харак­тера для проверки и уточнения собираемых данных.

Современные технологии сбора и обработки данных позволя­ют создавать такие программы статистического наблюдения, ко­торые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых со168 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичн ой инф ормации

§ 3. Организацио нные вопросы статистического наблюдения

вокупностей.Это широко практикуется и при проведении крими­нологических исследований отдельных проблем преступности.

Вопросы программы наблюдения размещаются на специаль­ном бланке — статистическом формуляре.

Статистический формуляр — это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д.

Различают две системы формуляровиндивидуальную (кар­точную) и списочную. При индивидуальной системе каждая кар­точка-формуляр предназначается для регистрации одной едини­цы наблюдения и ее признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения. К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются це­ли и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д. Формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, пере­писные листы) и инструкция по его заполнению составляют ин­струментарий статистического наблюдения. В настоящее время по­лучают распространение технические носители информации, т.е. совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ'.

Собранные в результате данные проходят контроль и преобра­зуются в форму, воспринимаемую современной техникой, перено­сятся на машинные носители. Чтобы исключить трудоемкие опе­рации при формировании больших массивов баз статистических дан­ных, используются новые технологии и документы. Так, данные по­следних переписей населения заносились на машиночитаемые бланки посредством графических отметок, что позволяло вводить информацию в ЭВМ непосредственно с первичных документов.

Характеристика признаков объектов статистического наблю­дения правовой статистики отражается в показателях, заложенных в документах первичного учета органов внутренних дел, прокура­туры, юстиции и судов.

Выбор места проведения обследования зависит главным обра­зом от цели наблюдения. Если речь идет о переписи населения стра­ны, то в этом случае наблюдение охватывает территорию всей стра-

' См.: Компьютерные технологии в юридической деятельности: Учеб. и практ. пособие / Под ред. проф. Н.Полевого; канд. юрид. наук В.Крылова. М., 1994.

ны. Аналогично и в правовой статистике. Так, в целях регистра­ции преступлений и лиц, их совершивших, в уголовно-правовой статистике наблюдением охватываются все правоохранительные органы страны, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия.

Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике оп­ределяется единицей наблюдения. Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регист­рации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, — по моменту утверждения проку­рором обвинительного заключения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: