Организационные вопросы статистического наблюдения. Поскольку в правовой статистике эти формы наблюдения не находят применения, мы не останавливаемся на них

Поскольку в правовой статистике эти формы наблюдения не находят применения, мы не останавливаемся на них.

В современных условиях получает распространение специаль­но организованное систематическое наблюдение за состоянием яв­лений и процессов, объектов совокупности — мониторинг. Мони­торинг используется для характеристики и слежения за социаль­ными индикаторами, позволяющими исследовать, например, ка­чество жизни, ее уровень.

Так, например, в целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания эко­номической безопасности страны необходим объективный и все­сторонний мониторинг экономики и общества на основе анали­за конкретных количественных значений индикаторов экономи­ческой безопасности. Наиболее вероятными угрозами в этом на­правлении, на локализацию которых должна быть направлена Деятельность федеральных органов государственной власти и, сле­довательно, за ними должно вестись постоянное статистическое наблюдение, в частности, являются:

увеличение имущественной дифференциации населения и по­вышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия в результате действия следующих факторов: а) расслоения общества на узкий круг богатых и пре­обладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; б) увеличения бедных слоев населения в городе по сравнению с де­ревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной пре­ступности, проституции и т.п.; в) роста безработицы, что может привести к социальным конфликтам;

криминализация общества и хозяйственной деятельности, вы­званная в основном такими факторами, как: а) рост безработи­цы, поскольку значительная часть преступлений, как свидетель­ствует уголовно-правовая статистика, совершается лицами, не име­ющими постоянного дохода; б) сращивание части чиновников го­сударственных органов с организованной преступностью, возмож­ность доступа криминальных структур к управлению определен­ной частью производства и проникновения в различные властные структуры; в) ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на 174 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспорт-но-импортных операций и торговли и др.1

Поэтому первоочередная задача Госкомстата России, его ор­ганов на местах и ведомственных систем статистики, в том чис­ле и правоохранительных, — создание организационно-инфор­мационной базы о таких факторах и обеспечение федеральных ор­ганов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимой статистической информацией о них2.

На практике мониторинг обычно выходит за рамки традици­онного статистического наблюдения. Тем не менее в каждом кон­кретном случае он может явиться важным источником статисти­ческих данных, информации3.

Известно, что одной из составных частей проводимой в стра­не судебно-правовой реформы почти после 80-летнего перерыва в 9 регионах страны в течение пяти лет вновь реально действует новый и в то же время забытый старый правовой институт — суд присяжных заседателей. Далеко не однозначно к нему относятся не только российские юристы— ученые и практики, но и в тех странах, где он существует давным-давно (США, Великобрита­ния, Германия). В целях обобщения накопленного опыта осуще­ствляются мониторинговые обследования их деятельности, резуль­таты которых публикуются4. Обобщенные статистические дан­ные о первых процессах с участием присяжных заседателей обсу­дил Пленум Верховного Суда РФ, разъяснивший судам ряд уго­ловно-процессуальных норм, регламентирующих производство в

1 См.: Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. «О государственной страте­гии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положе­ния)» // СЗ РФ. 1996. № 18.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на 1997 год» // СЗ РФ. 1996. № 18.

3 См., напр.: Статистический бюллетень. Мониторинг социально-экономиче­ского потенциала семей. За II квартал 1996 г. / Под ред. В.Б. Корняк и В.Л. Со-колина. М., 1996. В сборнике представлены статистические данные о социально-экономическом потенциале семей России во II квартале 1996 г., сопоставление стоимости жизни и реальных объемов потребления; аналитические материалы о до­ходах, уровне и качестве удовлетворения основных потребительских нужд семей с детьми, влиянии структурно-демографических факторов на реальные различия в социально-экономическом потенциале семей.

4 См.: Результаты мониторинга деятельности суда присяжных заседателей. М, 1995.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: