Поскольку в правовой статистике эти формы наблюдения не находят применения, мы не останавливаемся на них.
В современных условиях получает распространение специально организованное систематическое наблюдение за состоянием явлений и процессов, объектов совокупности — мониторинг. Мониторинг используется для характеристики и слежения за социальными индикаторами, позволяющими исследовать, например, качество жизни, ее уровень.
Так, например, в целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания экономической безопасности страны необходим объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества на основе анализа конкретных количественных значений индикаторов экономической безопасности. Наиболее вероятными угрозами в этом направлении, на локализацию которых должна быть направлена Деятельность федеральных органов государственной власти и, следовательно, за ними должно вестись постоянное статистическое наблюдение, в частности, являются:
|
|
увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия в результате действия следующих факторов: а) расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; б) увеличения бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений — наркомании, организованной преступности, проституции и т.п.; в) роста безработицы, что может привести к социальным конфликтам;
криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: а) рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений, как свидетельствует уголовно-правовая статистика, совершается лицами, не имеющими постоянного дохода; б) сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и проникновения в различные властные структуры; в) ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на 174 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации
внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспорт-но-импортных операций и торговли и др.1
Поэтому первоочередная задача Госкомстата России, его органов на местах и ведомственных систем статистики, в том числе и правоохранительных, — создание организационно-информационной базы о таких факторах и обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимой статистической информацией о них2.
|
|
На практике мониторинг обычно выходит за рамки традиционного статистического наблюдения. Тем не менее в каждом конкретном случае он может явиться важным источником статистических данных, информации3.
Известно, что одной из составных частей проводимой в стране судебно-правовой реформы почти после 80-летнего перерыва в 9 регионах страны в течение пяти лет вновь реально действует новый и в то же время забытый старый правовой институт — суд присяжных заседателей. Далеко не однозначно к нему относятся не только российские юристы— ученые и практики, но и в тех странах, где он существует давным-давно (США, Великобритания, Германия). В целях обобщения накопленного опыта осуществляются мониторинговые обследования их деятельности, результаты которых публикуются4. Обобщенные статистические данные о первых процессах с участием присяжных заседателей обсудил Пленум Верховного Суда РФ, разъяснивший судам ряд уголовно-процессуальных норм, регламентирующих производство в
1 См.: Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» // СЗ РФ. 1996. № 18.
2 См.: Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на 1997 год» // СЗ РФ. 1996. № 18.
3 См., напр.: Статистический бюллетень. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. За II квартал 1996 г. / Под ред. В.Б. Корняк и В.Л. Со-колина. М., 1996. В сборнике представлены статистические данные о социально-экономическом потенциале семей России во II квартале 1996 г., сопоставление стоимости жизни и реальных объемов потребления; аналитические материалы о доходах, уровне и качестве удовлетворения основных потребительских нужд семей с детьми, влиянии структурно-демографических факторов на реальные различия в социально-экономическом потенциале семей.
4 См.: Результаты мониторинга деятельности суда присяжных заседателей. М, 1995.