double arrow

Глава XIV. Статистическое изучение взаимосвязи социально-правовых явлений


вопросы во всем комплексе как юридических, так и смежных с ни­ми науках.

Знание характера зависимости преступности от других явлений позволяет объяснить ее причины, размер происходящих в ней изменений, а также планировать необходимые мероприятия оп­тимизации социального контроля над преступностью.

В статистике не всегда требуются количественные оценки свя­зи, часто важно и достаточно определить лишь ее направление (пря­мая или обратная связь) и характер (прямолинейная или криволиней­ная связь), выявить форму воздействия одних факторов на другие.

Для выявления наличия связи, ее характера и направления на­ряду с отмеченными приемами статистика использует следующие методы: построение параллельных рядов и вторичные группи­ровки, корреляцию, рассмотрению которых посвящен следующий параграф.

§ 2. Статистические методы выявления наличия и измерениятесноты связимежду двумя признаками социально-правовых

Явлений

Наиболее простой, широко применяемый метод выявления свя­зи между признаками социально-правовых явлений при проведе­нии статистического анализа — это так называемый метод парал­лельных рядов, который заключается в сопоставлении двух или не­скольких рядов, находящихся во взаимной связи друг с другом (на­пример, показатели материального положения, занятости и совер­шения преступлений, стаж работы водителей и аварийность на транс­порте и т.п.), в результате чего выявляется зависимость между ними. Такое сопоставление позволяет установить наличие связи и опре­делить ее характер. Сравним изменения двух величин:




112 3 4 5 6 7 И 10 Y 4 9 7.11 13 18 15 17 20 22

С увеличением величины X величина К также возрастает. На­лицо прямая связь между, ними.

Параллельные ряды находят самое широкое распространение не только в правовой, но и в других отраслях социально-эконо­мической статистики.

Они позволяют как сравнивать отдельные явления по опреде­ленным хронологическим датам (система динамических рядов), так







Сейчас читают про: