Основные направления анализа данных уголовно-правовой статистики

На каждом из уровней правоохранительной деятельности должны быть соблюдены такие принципы формирования их оце­нок, как:

— невозможность выделения «главного» показателя, посколь­ку цели функционирования всей системы юстиции множествен­ны, а задачи, решаемые в каждом из ее звеньев, — многообразны1;

— стимулирование использования каждой последующей ин­станцией своих контрольных полномочий, чем повышается надеж­ность системы;

— поощрение борьбы с наиболее опасными искажениями целей законодателя в каждом из звеньев юстиции, в особеннос­ти—с нарушениями прав и законных интересов личности2.

Статистический анализ деятельности уголовно-исполнительных учреждений также должен всячески способствовать ее улучше­нию. Администрация этих учреждений обязана, в частности, ис­пользовать имеющийся статистический материал о составе заклю­ченных для рационального достижения целей наказания (восста­новление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений).

По результатам анализа преступности и деятельности пра­воохранительных органов по контролю над ней составляется обоб­щенная справка, в которой формулируются рекомендации со­ответствующим органам и учреждениям, вытекающие из ана­лиза.

В заключение следует еще раз отметить, что статистический анализ должен сочетаться с глубоким исследованием качества анализируемых объектов. Как бы ни были важны материалы пра­вовой статистики, они всегда должны подкрепляться углублен­ным изучением подлинных дел, взаимосвязанным с исследова­нием качества проводимой работы правоохранительных органов и судов.

1 Уместно в этой связи еще раз напомнить, что стоящая, например, перед ор­ганами уголовной юстиции цель (реализация уголовного закона) конкретизиру­ется в процессуальной деятельности соответствующих ведомств в направлении ре­шения следующих взаимосвязанных задач: выявить и пресечь преступление; рас­крыть преступление; осудить виновного; предотвратить необоснованное привле­чение к уголовной ответственности, а также осуждение и наказание лица, чья ви­новность не доказана.

2 См.: Концепция судебной реформы в Российской Федерации / Сост. С.А. Пашин. С. 76, 77.

520 ____ Глава XV. Общие вопросы анализа и обобщения данных правовой статистики ______

§ 4. Автоматизированная система обработки данных правовой статистики1

Наш XX век иногда называют веком электроники — и с этим Нельзя не согласиться. Всего за несколько десятилетий человече­ству удалось перейти от примитивных ламповых вычислительных машин к компактным персональным ЭВМ, способным хранить и перерабатывать огромное количество информации за поразитель­но короткие сроки. Безусловно, такие новации коснулись и ста­тистики, как науки, так и практики, поскольку она связана преж­де всего с данными, их сбором и обработкой.

Новая информационная технология Создает необходимые предпосылки для формирования принципиально иных подходов к организации технологии статистического наблюдения в раз­личных отраслях статистики, обработке и представлении данных.

Реализации современных методов формирования информаци­онных ресурсов и информационных технологий в области стати­стической деятельности посвящен специальный раздел (3.5) Фе­деральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997—2000 годах»2. В соответствии с данной программой пер­воочередной задачей является создание системы информационных ресурсов Государственного комитета РФ по статистике и приме­нение новейших информационных технологий путем:

— создания интегрированных баз статистических данных фе­дерального и регионального уровней на основе единого фонда нор­мативно-справочной информации и каталога статистических по­казателей;

— разработки программного обеспечения интегрированных баз статистических данных федерального и регионального уровней с при­менением промышленных систем управления базами данных и но­вейших средств телекоммуникаций, высокопроизводительных ло­кальных вычислительных сетей с мощными серверами баз данных,

Г

1 В настоящем параграфе речь пойдет о самых общих вопросах организации анализа и обобщения данных правовой статистики на базе современной вычис­лительной техники. Подробно они рассматриваются в специальном курсе «Пра­вовая кибернетика» (см., напр.: Правовая кибернетика социалистических стран: Учеб. пособие / Под ред. Н.С. Полевого. М., 1987; Компьютерные технологии в юридической деятельности: Учеб. и практ. пособие / Под ред. проф. Н. Полево­го, канд. юрид. наук В. Крылова).

2 См.: Российская газета. 1996. 24 дек.

§ 4. Автоматизированная система обработки данных правовой статистики

подключенных к средствам связи и имеющих разнообразные сред­ства визуализации статистических данных, их накопления и рас­пространения.

Вопрос технического перевооружения подведомственных Гос­комстату России организаций актуален. В настоящее время в 89 территориальных органах государственной статистики электрон­ная обработка данных осуществляется машинами ЕС ЭВМ. Дей­ствующие локальные вычислительные сети маломощны и созда­ны на базе ПЭВМ класса АТ-386. Лишь половина районных (го­родских) отделов статистики имеет ПЭВМ.

Основным результатом технического и программно-техноло­гического перевооружения статистики явится переход на сквоз­ную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и предо­ставления статистической информации1.

Эффективность реализации современных методов формирова­ния информационных ресурсов и технологий в области статисти­ческой деятельности во многом определяется мерами по выпол­нению Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»2. Предусматривается разработать доку­менты по обеспечению режима конфиденциальности статистиче­ской информации, по организации защиты статистических инфор­мационных ресурсов от несанкционированного доступа. Наряду с этим требуется разработать нормативные акты, регламентиру­ющие информационное взаимодействие органов государствен­ной статистики с федеральными органами исполнительной вла­сти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, ор­ганами местного самоуправления и другими пользователями.

Применение новых информационных технологий позволяет под­нять на качественно новый уровень статистическую работу в пра­воохранительных органах и судах страны: повысить достоверность социально-правовой информации, ускорить сроки ее разработки, улучшить за счет реализации неисчерпаемых возможностей совре­менной вычислительной техники, программного обеспечения, математических методов анализ статистической информации.

Среди правоохранительных органов сегодня, как отмечалось (см. гл. VII), наиболее совершенной с этих позиций является

1 См.: Гулидов А. Основные направления компьютеризации статистики Рос­сии // Вестник статистики. 1993. № 1.

2 См.: СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

Глава XV, Общие вопросы анализа и обобщения данных правовой статистики

база Главного информационного центра МВД России и его региональ­ных информационно-аналитических подразделений. Проводится работа по обеспечению ПЭВМ районных управлений внутренних дел и подключения их к локальным вычислительным системам на уровне УВД—УВДТ. Однако в последние годы эта работа тормо­зится систематическим ее недофинансированием.

Система сбора и обработки информации в органах юстиции — это многоуровневая система, состоящая из федерального уровня, уровня субъектов Федерации и местных органов. На каждом уров­не происходит укрупнение значений статистических показателей на основе унификации как первичных документов учета, так и форм статистической отчетности (см. гл. IV).

В связи с реорганизацией Министерства юстиции РФ поста­новлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. Государственно­му комитету РФ по информации при Президенте РФ совместно с Минюстом России поручено обеспечить создание единой сис­темы информационно-телекоммуникационного обеспечения Ми­нистерства юстиции1.

Развитие автоматизации обработки данных правовой статис­тики идет по таким основным направлениям:

— автоматизация статотчетности на всех уровнях системы правоохранительных органов на базе современной процедуры сбора, фиксации и передачи первичных данных;

— автоматизация анализа отчетных данных, что позволит опе­ративно выявлять закономерности и тенденции изменения преступ­ности и судимости, оценивать эффективность отправления уголов­ного правосудия и мер наказания, ориентировать и помогать в ор­ганизации реализации мер социального контроля над преступно­стью и планировании уголовной политики, своевременно вскры­вать недостатки в работе отдельных звеньев правоохранительных органов. Аналогичные цели могут быть достигнуты и в отноше­нии административных, гражданских правонарушений.

Важное направление совершенствования автоматизирован­ных информационных систем органов МВД, прокуратуры, юсти­ции — их сопряжение с базами данных вычислительных центров территориальных подразделений Госкомстата России.

Переход к новой вычислительной технике, использование со­временных программных средств влияют на изменение техноло-

См.: Российская газета. 1997. 13авг.

Контрольные вопросы

ричеекого процесса обработки данных1 и появление новых про-аммно-технологических компонентов электронной обработки дан­ных. К новым компонентам относятся разрабатываемые в насто-?щее время следующие подсистемы:

— электронный каталог статистических показателей;

— единый каталог объектов статистических наблюдений;

— система проектирования электронных форм статистическо-наблюдения на основе каталога статистических показателей, вклю­чая описание логического контроля информации при вводе;

— система ввода и контроля статистических данных, постро-гнная на основе электронных форм наблюдения;

система обработки статистической информации в услови­ях локальных вычислительных сетей;

— система формирования массивов информации в стандарт­ном формате после обработки;

— система формирования выходных таблиц в формате Excel, { Word;

— микро- и макробазы данных, построенные на основе еди-■юй концептуальной модели данных по технологии «клиент — сер­вер» с применением современных программных средств;

— система метаинформации, характеризующая информацион­ные ресурсы.

Развитие и внедрение новейших технологий и программного;печения приведет к созданию полностью компьютеризирован-■юй системы правовой статистики.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «анализ». Его соотношение с поняти­ем «статистический анализ».

2. Сущность и задачи статистического анализа данных правовой ста-гистики.

3. Виды (источники) информации и их краткая характеристика.

4. Требования, предъявляемые к статистической информационной базе.

5. Раскройте этапы статистического анализа.

6. Сущность закона больших чисел и его роль в исследовании соци­ально-правовых явлений.

1 См.: Основные этапы технологии машинной обработки данных на ЭВМ. Пра­вовая статистика: Учебник / Под ред. З.Г. Яковлевой. М., 1986. С. 147.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: