Тема 4. Классификация Информационных Технологий
1. Предметная и информационная технология
2. Обеспечивающие и функциональные ИТ
Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.
На сегодняшний день существуют различные подходы к проблеме классификации информационных технологий. Приведем несколько классификаций. В [8] выделяются следующие виды информационных технологий:
· информационная технология обработки данных,
· информационная технология управления,
· информационная технология поддержки принятия решений,
· информационная технология экспертных систем.
В [13, с. 17] информационные технологии подразделяют на различные виды следующим образом:
· функционально-ориентированные информационные технологии, предназначенные для реализации определенных задач,
· предметно-ориентированные информационные технологии, предназначенные для решения конкретных задач в определенной предметной области,
· проблемно-ориентированные информационные технологии, предназначенные для решения типовых прикладных задач.
Мы будем придерживаться классификации, приведенной авторами учебника [3], которая составлена в зависимости от формы представления обрабатываемой информации:
· технологии обработки текстовой информации,
· технологии обработки числовой информации,
· технологии обработки графической информации,
· технологии обработки звуковой информации,
· технологии работы в глобальных сетях,
· социальные информационные технологии.
Выбор данной классификации объясняется тем, что сложилась традиция обучать школьников и студентов именно этим видам информационных технологий.
Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации.
Информационные технологии в экономике могут рассматриваться в 2-х направлениях: исследовательском, т.е. технологии используются как инструментарий, необходимый для оптимизации и апробации различных моделей рыночной экономики. Эксплуатационном, т.е. технологии предназначены для информационной поддержки процессов функционирования экономической системы, т.е. для решения практических задач.
Информационные технологии можно разделить на 2 класса:
Инструментальные (обеспечивающие технологии) предназначены для проектирования современных новых ИТ.
Предметные (прикладные технологии) позволяют принимать и поддерживать решения.
1) Большинство инструментальных технологий появилось практически одновременно с созданием ЭВМ в виде специального и общего ПО, ОС различного класса и назначения, СУБД и т.д. Эти технологии и их более современные модификации (базы знаний и их оболочки, системы искусственного интеллекта) достаточно широко использовались разработчиками экономических информационных систем и обстоятельно описаны в научной и специальной литературе. Наиболее распространёнными обеспечивающими технологиями являются гипертекстовые технологии, машинная графика, телекоммуникационные технологии, мультимедиа и др., возникновения которых связано с развитием средств вычислительной техники и телекоммуникаций, средств орг. техники и их возможностями.
2) Для поддержки новых хоз. механизмов д.б. разработаны адекватные рыночным отношениям новые ИТ, недооценка роли которых в происходящих экономических процессах может стать тормозом развития народного хозяйства. Принципиально новые явления в экономике страны нуждаются в информационно-аналитическом сопровождении. В современных условиях изменениям подвергаются банковская, инвестиционная деятельность, бух.учёт, совершенствуется налогообложение, рынок ценных бумаг, страх-е дело, появляются новые предметные области (маркетинг, менеджмент, биржи). Все социально-экономические области д.б. оснащены эффективными прикладными ИТ, интеллектуально обеспечивающими основные экономические процессы и в полной мере учитывающие специфику рынка.
С внедрением вычислительной техники появилось понятие информационной технологии. Для выделения традиционной технологии управленческих задач введена так называемая «предметная технология», представляющая собой последовательность технологических этапов по преобразованию первичной информации в результирующую.
Например, технология бухгалтерского учета предполагает поступление первичной документации, которая преобразуется в форму бухгалтерской проводки. Бухгалтерская проводка изменяет состав аналитического учета, синтетического учёта, а, следовательно - баланса.
ИТ позволяют поддерживать и другие виды информации. Каждая ИТ в большой мере ориентирована на обработку информации определённого вида.
Информационная технология классифицируется по типу информации (рис.1.2.).
Нельзя ограничиться представленной выше схемой. Информационная технология включает в себя системы автоматизации проектирования (САПР), где в качестве объекта может быть отдельная задача или элемент экономической информационной системы (ЭИС), например, CASE - технология, утилита Designer пакета Clarion.
Возможна следующая классификация информационных технологий:
Классифицируя информационную технологию по типу носителя информации, можно говорить о бумажной (входные и выходные документы) и безбумажной (сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги, документы) технологиях.
Информационные технологии классифицируются по степени типизации операций: пооперационные и попредметные технологии. Пооперационная, когда за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим средством. Это присуще пакетной технологии обработки информации, выполняемой на больших ЭВМ. Попредметная технология подразумевает выполнение всех операций на одном рабочем, например, при работе на персональном компьютере месте, в частности, АРМ.
По функциям обеспечения управленческой деятельности:
1. Технологии подготовки текстовых документов на основе текстовых процессоров.
2. Технологии подготовки иллюстраций и презентаций на основе графических процессоров.
3. Технологии подготовки табличных документов на основе использования табличных процессоров.
4. Технологии разработки программ на основе алгоритмических, объектно-ориентированных и логических языков программирования.
5. Технологии систем управления базами данных (СУБД).
6. Технологии поддержки управленческих решений на основе систем искусственного интеллекта.
7. Гипертекстовые технологии и технологии мультимедиа.
По типу использования пользовательского интерфейса:
1. Командный.
2. Графический интерфейс пользователя
3. Интерфейс пользовательских систем.
По способу реализации в информационных системах: традиционные и новые.
По способу построения сети: локальные, многоуровневые, распределенные.
По обслуживаемым предметных областям: бухгалтерский учет, банковская деятельность, налоговая деятельность, страховая деятельность и др.
Программные средства современных информационных технологий в целом подразделяются на системные и прикладные.
Системные программные средства предназначены для обеспечения деятельности компьютерных систем как таковых.
В их составе выделяют:
-операционные программы;
-командно-файловые процессоры (оболочки).
Прикладные программные средства классифицируются следующим образом:
-системы подготовки текстовых, табличных и др. документов;
-системы подготовки презентаций;
-системы обработки финансово-экономической информации;
-системы управления базами данных;
-личные информационные системы;
-системы управления проектами;
-экспертные системы и системы поддержки принятия решений;
-системы интеллектуального проектирования и совершенствования управления;
-прочие системы.