Предметная и информационная технология

Тема 4. Классификация Информационных Технологий

1. Предметная и информационная технология

2. Обеспечивающие и функциональные ИТ

Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.

На сегодняшний день существуют различные подходы к проблеме классификации информационных технологий. Приведем несколько классификаций. В [8] выделяются следующие виды информационных технологий:

· информационная технология обработки данных,

· информационная технология управления,

· автоматизация офиса,

· информационная технология поддержки принятия решений,

· информационная технология экспертных систем.

В [13, с. 17] информационные технологии подразделяют на различные виды следующим образом:

· функционально-ориентированные информационные технологии, предназначенные для реализации определенных задач,

· предметно-ориентированные информационные технологии, предназначенные для решения конкретных задач в определенной предметной области,

· проблемно-ориентированные информационные технологии, предназначенные для решения типовых прикладных задач.

Мы будем придерживаться классификации, приведенной авторами учебника [3], которая составлена в зависимости от формы представления обрабатываемой информации:

· технологии обработки текстовой информации,

· технологии обработки числовой информации,

· технологии обработки графической информации,

· технологии обработки звуковой информации,

· технологии работы в глобальных сетях,

· социальные информационные технологии.

Выбор данной классификации объясняется тем, что сложилась традиция обучать школьников и студентов именно этим видам информационных технологий.

Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации.

Информационные технологии в экономике могут рассматриваться в 2-х направлениях: исследовательском, т.е. технологии используются как инструментарий, необходимый для оптимизации и апробации различных моделей рыночной экономики. Эксплуатационном, т.е. технологии предназначены для информационной поддержки процессов функционирования экономической системы, т.е. для решения практических задач.

Информационные технологии можно разделить на 2 класса:

Инструментальные (обеспечивающие технологии) предназначены для проектирования современных новых ИТ.

Предметные (прикладные технологии) позволяют принимать и поддерживать решения.

1) Большинство инструментальных технологий появилось практически одновременно с созданием ЭВМ в виде специального и общего ПО, ОС различного класса и назначения, СУБД и т.д. Эти технологии и их более современные модификации (базы знаний и их оболочки, системы искусственного интеллекта) достаточно широко использовались разработчиками экономических информационных систем и обстоятельно описаны в научной и специальной литературе. Наиболее распространёнными обеспечивающими технологиями являются гипертекстовые технологии, машинная графика, телекоммуникационные технологии, мультимедиа и др., возникновения которых связано с развитием средств вычислительной техники и телекоммуникаций, средств орг. техники и их возможностями.

2) Для поддержки новых хоз. механизмов д.б. разработаны адекватные рыночным отношениям новые ИТ, недооценка роли которых в происходящих экономических процессах может стать тормозом развития народного хозяйства. Принципиально новые явления в экономике страны нуждаются в информационно-аналитическом сопровождении. В современных условиях изменениям подвергаются банковская, инвестиционная деятельность, бух.учёт, совершенствуется налогообложение, рынок ценных бумаг, страх-е дело, появляются новые предметные области (маркетинг, менеджмент, биржи). Все социально-экономические области д.б. оснащены эффективными прикладными ИТ, интеллектуально обеспечивающими основные экономические процессы и в полной мере учитывающие специфику рынка.

С внедрением вычислительной техники появилось понятие информационной технологии. Для выделения традиционной технологии управленческих задач введена так называемая «предметная технология», представляющая собой последовательность технологических этапов по преобразованию первичной информации в результирующую.

Например, технология бухгалтерского учета предполагает поступление первичной документации, которая преобразуется в форму бухгалтерской проводки. Бухгалтерская проводка изменяет состав аналитического учета, синтетического учёта, а, следовательно - баланса.

ИТ позволяют поддерживать и другие виды информации. Каждая ИТ в большой мере ориентирована на обработку информации определённого вида.

Информационная технология классифицируется по типу информации (рис.1.2.).

Нельзя ограничиться представленной выше схемой. Информационная технология включает в себя системы автоматизации проектирования (САПР), где в качестве объекта может быть отдельная задача или элемент экономической информационной системы (ЭИС), например, CASE - технология, утилита Designer пакета Clarion.

Возможна следующая классификация информационных технологий:

Классифицируя информационную технологию по типу носителя информации, можно говорить о бумажной (входные и выходные документы) и безбумажной (сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги, документы) технологиях.

Информационные технологии классифицируются по степени типизации операций: пооперационные и попредметные технологии. Пооперационная, когда за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим средством. Это присуще пакетной технологии обработки информации, выполняемой на больших ЭВМ. Попредметная технология подразумевает выполнение всех операций на одном рабочем, например, при работе на персональном компьютере месте, в частности, АРМ.

По функциям обеспечения управленческой деятельности:

1. Технологии подготовки текстовых документов на основе текстовых процессоров.

2. Технологии подготовки иллюстраций и презентаций на основе графических процессоров.

3. Технологии подготовки табличных документов на основе использования табличных процессоров.

4. Технологии разработки программ на основе алгоритмических, объектно-ориентированных и логических языков программирования.

5. Технологии систем управления базами данных (СУБД).

6. Технологии поддержки управленческих решений на основе систем искусственного интеллекта.

7. Гипертекстовые технологии и технологии мультимедиа.

По типу использования пользовательского интерфейса:

1. Командный.

2. Графический интерфейс пользователя

3. Интерфейс пользовательских систем.

По способу реализации в информационных системах: традиционные и новые.

По способу построения сети: локальные, многоуровневые, распределенные.

По обслуживаемым предметных областям: бухгалтерский учет, банковская деятельность, налоговая деятельность, страховая деятельность и др.

Программные средства современных информационных технологий в целом подразделяются на системные и прикладные.

Системные программные средства предназначены для обеспечения деятельности компьютерных систем как таковых.

В их составе выделяют:

-операционные программы;

-командно-файловые процессоры (оболочки).

Прикладные программные средства классифицируются следующим образом:

-системы подготовки текстовых, табличных и др. документов;

-системы подготовки презентаций;

-системы обработки финансово-экономической информации;

-системы управления базами данных;

-личные информационные системы;

-системы управления проектами;

-экспертные системы и системы поддержки принятия решений;

-системы интеллектуального проектирования и совершенствования управления;

-прочие системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: