стали кривая стремится к асимптоте при , которую называют пределом выносливости. Это напряжение, при котором не происходит усталостного разрушения данного материала после произвольно большого числа циклов (обычно берут циклов).
С помощью кривых Вёлера определяют срок службы элементов конструкций при действии переменных напряжений, возникающих при колебаниях.
На величину предела выносливости влияют многие факторы:
Концентрация напряжений. Она возникает в точках тела вблизи мест приложения сосредоточенных сил, около выточек, у краев отверстий, в местах резкого изменения формы тела, у надрезов и т.д. Концентрация значительно снижает предел выносливости.
Качество поверхности детали. Снижение предела выносливости тем больше, чем грубее поверхностная обработка детали, причем это снижение более значительно для материалов с высокими пределами прочности.
|
|
Абсолютные размеры детали. С увеличением размеров предел выносливости уменьшается. Объясняют это тем, что в больших деталях с большим объемом материала больше дефектных мест (раковины, микротрещины, неметаллические включения, следы от обработки поверхности).
Внешняя среда. Коррозионная среда (вода, соленая вода, кислоты, пары и т.д.) резко снижают усталостную прочность. Желательно использовать защитные покрытия поверхностей (окраска, цинкование, азотирование и т.д.)
- Учет сил инерции. Продольный и поперечный удар.
I. Учет сил инерции
Величина элементарной силы инерции , действующей на частицу тела равна
(9.1)
Здесь: масса, вес, объем частицы; объемный вес материала частицы; м/сек2 - ускорение свободного падения; ускорение при движении частицы.
Сила инерции направлена в сторону, противоположную направлению ускорения.
При расчете стержневых конструкций объемные силы инерции удобно представить распределенной погонной инерционной нагрузкой .
Стержень длиной и площадью поперечного сечения А имеет объем . Подставим это в (9.1)
Погонная нагрузка – это нагрузка на единицу длины
(9.2)
Пример 1. Подъем груза на длинном тросе с постоянным ускорением а.
Дано: вес груза, длина, площадь сечения троса и его объемный вес. В сечении троса на расстояние от груза возникает динамическая сила, которая должна уравновешивать: инерционную силу от груза, вес троса и погонную инерционную нагрузку от троса. С учетом (9.1) и (9.2) получим (1) |
Здесь: динамический коэффициент, статическое усилие в сечении троса.
|
|
Обозначим: динамическое напряжение, статическое напряжение в тросе.
Поделив (1) на получим
Условие прочности троса , где допускаемое напряжение.
Пример 2. Вращение стержня в горизонтальной плоскости.
Дано: длина, пло-щадь сечения, объемный вес материала стержня; угловая скорость вращения. На расстояние от оси вращения выделим произвольное |
сечение. При равномерном вращении стержня центростремительное ускорение , действующие на частицы стержня в этом сечении, определяется по правилам кинематики , а погонная инерционная центробежная нагрузка направлена от оси вращения и по (9.2) равна
(2)
Инерционные силы вызывают растяжение стержня силой в сечении стержня. Т.к линейно меняется по длине стержня ( в первой степени в (2)), то найдем суммированием (интегрированием) на участке от до
(3)
Из (3) видно, при (в середине стержня)
(4)
Далее можно найти максимальное напряжение в стержне и записать условие его прочности.
(5)
Из (5) можно найти max допускаемую скорость вращения стержня.
II. Расчеты на удар тел
Продолжительность удара очень мала и сложно вычислить ускорения частиц ударяемой конструкции. Поэтому, воспользоваться принципом Д¢Аламбера затруднительно и обычно здесь используют закон сохранения энергии.
Для удобства расчета на удар вводят условное понятие динамическая сила . Эта такая сила, которая, будучи статически приложенной в точке удара, вызовет такие же перемещения (деформации) ударяемого тела, как и при ударе.
Расчет на удар без учета массы ударяемого бруса
Рассмотрим закрепленный упругий брус, на который с высоты падает груз весом . При этом брус может испытывать: а) продольные деформации (колонны, сваи) рис. 9.1а, б) изгибные деформации (балки) рис. 9.1б.
Рис. 9.1
После удара, когда груз останавливается в нижнем положении, деформации каждого сечения бруса достигают наибольших значений. Их обозначим: деформации в точке удара, в любом сечении бруса с координатой (на рис. 9.1б в эти деформации (прогибы) показаны сплошной линией). Затем происходят затухающие колебания бруса, в конце которых устанавливаются деформации (в точке удара) и в любом сечении, соответствующие статическому действию груза (на рис. 9.1б эти деформации показаны пунктирной линией).
Расчет проведем при следующих допущениях:
4. Брус идеально упругий, справедлив закон Гука, модуль одинаков при динамическом и статическом нагружении;
5. Массу ударяемого бруса пока не учитываем;
6. Эпюра перемещений сечений бруса от удара подобна эпюре перемещений от статического действия груза . (На рис. 9.1б графики прогибов, обозначенные сплошной и пунктирной линиями, подобны). Обозначим
динамический коэффициент (9.3)
Из третьего допущения и рис. 9.1б следует с учетом (9.3)
(9.4)
Согласно принятого выше определения динамической силы , от ее статического приложения возникнут деформации D и , а от статического нагружения силой появятся и . По закону Гука деформации пропорциональны нагрузкам, поэтому
(6)
По закону Гука и напряжения пропорциональны нагрузкам
(9.5)
Здесь динамические напряжения, т.е. возникают в брусе при ударе; статические напряжения, возникают при статическом нагружении силой .
Из (9.4) и (9.5) следует
(9.6)
Итак, деформации и напряжения в любом сечении бруса при ударе можно определить по (9.6), если вычислить динамический коэффициент. А деформации и напряжения при любом виде статической нагрузки (осевой, изгибной, кручении и т.д.) мы умеем определять из вышеприведенных разделов.
Для решения задачи используем закон сохранения энергии. Груз при падении проходит путь и совершает работу .
При статическом нагружении силой получим ту же деформацию, что и при ударе, потенциальная энергия деформации бруса при этом, как известно, определяется так . Сила прикладывается в т. К, куда падает груз . По закону сохранения энергии , т.е.
|
|
(7)
Из (6) , подставим в (7) получим
(8)
Сокращаем на и учитывая из (9.4), что найдем
или (9)
Относительно неизвестной получили стандартное квадратное уравнение типа
Здесь . Решение квадратного уравнения известно из справочников: . В нашем случае получим
(10)
При ударе всегда , поэтому выбираем знак (+) и формулу (10) преобразуем так
или окончательно (11)
Согласно (9.4) , тогда из (11) получим
(9.8)
Величина Dст - статическая деформация бруса в точке удара от статического приложения силы в точке «K» падения груза весом . Определяется известными методами:
Рис. 9.1а: По закону Гука при осевой нагрузке
Рис. 9.1б: прогиб балки в т. K от силы , приложенной в т. K. Определяется известным методом Клебша из раздела «Плоский изгиб балок».
Скорость груза, падающего с высоты , как известно, определяется так , откуда . Подставим это в (9.8) получим
(9.9)
Преобразуем так:
(12)
Здесь: энергия падающего груза в момент начала удара;
потенциальная энергия деформации бруса от статического нагружения его силой в т. K.
С учетом (12) из (9.8) найдем
(9.10)
Из (9.8) следует, что чем больше , т.е. чем больше деформируется брус от статической нагрузки , тем меньше и по (9.6) меньше напряжения при ударе. Так появилась идея ставить в конструкциях, испытывающих ударные нагрузки, различные амортизаторы, рессоры, пружины и поясняется поговорка «знал бы, где упаду, подстелил бы солому».
Пример. Порядок расчета балки на удар.
| На балку с высоты в т. K падает груз . Найти максимальное напряжение в балке от удара, максимальные прогибы в пролете и консоли. В т. K балки статически при- |
кладываем силу , равную весу груза (рис.б). Определяем от нее опорные реакции и строим эпюру изгибающих моментов. Из Эп. находим и, зная размеры и форму поперечного сечения балки, вычисляем максимальные напряжения от статического нагружения. Для вычислений по (9.6) надо знать .
|
|
Для балки б) со статической силой для двух участков запишем дифференциальные уравнения изгиба по методу Клебша, интегрируем их и из условий закрепления балки находим константы интегрирования. Строим график прогибов балки, приблизительный вид которого показан на рис.б. Находим прогиб балки в сечении «K», это и есть . По (9.8) вычисляем и далее
В консоли максимальный прогиб при ударе .
В пролете находим максимальный прогиб от статического нагружения и далее максимальный прогиб при ударе .
Дальше можно проверить балку на прочность и жесткость обычными методами.
Существует термин «падение с высоты ». Из (9.8) в этом случае получим . Чтобы этого не было, груз надо опускать плавно не только до соприкосновения с конструкцией, но и дальше, при перемещении груза вместе с деформируемой конструкцией до полной их остановки.
Литература
1. Сопротивление материалов. Под редакцией А.Ф. Смирнова. Учебник для вузов. М.: Высшая школа, 1975.- 480с.
2. Каюмов Р.А. Сопротивление материалов. Конспект лекций. Офсет, КГАСУ, Казань, 2010, 170с.
3. Мартышев В.П. Сопротивление материалов. Курс лекций. Под грифом УМО вузов РФ. КГАСУ ЗАО “Новое время”, 2010.- 200с.
4. Атаров Н.М. Сопротивление материалов в примерах и задачах, М.:Инфра-М, 2010. – 412с.
5. Уманский А.А. и др. Сборник задач по сопротивлению материалов. М.: Наука, 1973.- 336с.