Балансировочные режимы

«По ниточке, по ниточке ходить я не желаю …»

(из песни)

Сумеете ли вы на своём автомобиле приехать из «пункта А» в «пункт Б» (например из Курска до Орла) по заранее выбранной вами дороге строго-престрого («по ниточке») посередине той полосы до­роги по которой вы едете? Конечно нет. Какая бы хорошая дорога ни была, но вам всё равно время от времени придётся рулём отклонять свою машину от «ниточки» то чуть вправо, то чуть влево. То есть, как говорят иногда, «вилять». Причины отклонения («виляния») могут зависеть от трёх факторов:

1. От состояния дороги (среда). На ней могут возникать все­возможные помехи (ямки, камешки, выпавшие из других машин пред­меты – кирпич или доска – и т.п.). Увидев их, вы будете поворачивать рулём машину чуть вправо или чуть влево, чтобы не наехать колесом на эти помехи. В целом вы будете двигаться «по ниточке» чуть-чуть виляя, но при этом не выезжать за пределы отведённой вам полосы движения. Или если дорога узкая и на ней полосы не обозначены, то не выезжая за пределы полотна дороги (мысленно протяните две «ниточ­ки» по обеим сторонам дороги – слева и справа от вас).

2. От состояния автомобиля (объект управления). Вы дер­жите руль прямо и не «виляете» им. Но машина почему-то «забира­ет» всё время чуточку влево (или вправо). Так бывает довольно ча­сто, когда разрегулировано вращение колёс или когда «колёса раз­ные»: у одного колеса шина изношена, а у другого шина новая. Есть и другие технические причины, но главное понять суть: автомобиль не может двигаться всю дорогу идеально «по ниточке», поэтому води­телю время от времени требуется его на эту «ниточку» возвращать.

3. От состояния водителя (субъект управления). Водитель тоже не в состоянии держать руль в строго определённом положении на протяжении всего пути и вести свой автомобиль «по ниточке». То одна рука устала или «затекла», то другая. То сам водитель пошеве­лился, сидя на сиденье, в результате чего «руки дрогнули», и т.п.

В результате воздействия этих трёх факторов автомобиль движется не строго «по ниточке», а отклоняясь то влево, то вправо. То есть он как бы колеблется около этой «ниточки», но при этом эти колебания не выхо­дят за пределы натянутых слева и справа от «осевой ниточки» курса движения автомобиля двух других «ниточек», которые обозначают края дороги и которые ограничивают возможность больших колебаний.

По научному всё вышеизложенное выглядит так:

Любой управляемый объект (или система) может находит­ся в балансировочном режиме. «Режим» (фр.regime от лат. Regimen – «управление») – 1. Совокупность правил, мероприятий, необходимых для той или иной цели. 2. Условия деятельности, рабо­ты, существования чего-либо.

Понятие «балансировочный режим» можно сопоставить с поня­тием «равновесие». Только «равновесие» воспринимается людьми как неподвижность, как статичность, а в «балансировочном режиме» для всех очевидно присутствие движения, изменения, динамики. Простой пример для понимания сказанного: канатоходец в цирке. Если он только стоит на канате, то он поддерживает равновесие. А если он идёт, дви­жется по канату, то он находится в «балансировочном режиме».

В устойчивом балансировочном режиме «вектор состояния» объекта (системы) колеблется около определённой заданной ему ве­личины («ниточки»), но не выходя при этом за допустимые пределы «ниточки» слева и справа. Если объект (система) выйдет за допус­тимые пределы, то произойдёт его (её) разрушение. Всё это хорошо видно на рисунке 12-13.

Балансировочный режим определяется вектором целей управления. Центральная «ниточка» – это курс, ведущий объект к цели. Например, корабль вышел из Новороссийска в Одессу. Но он не обязательно дол­жен идти по прямой «ниточке». Его курс проходит через Керчь, Севас­тополь, Евпаторию. То есть под «ниточкой» надо понимать не обяза­тельно идеальную прямую, но и разнообразные курсы достижения ко­нечной цели. Такой же подход требуется и при оценке скорости движе­ния, и многих других параметров, входящих в «вектор целей». А «вектор состояния» при хорошем управлении должен колебаться около заданно­го «вектора целей» в заданных «допустимых пределах».

На рисунке 12-13 вы видите графическое изображение балансиро­вочного режима на плоскости, то есть когда в «векторе целей» (а значит и в «векторе текущего состояния») всего две составляющих «X» и «Y». Причём, как видно из рисунка, колебания около балансировочного режима могут быть как «плавные», так и «резкие». Графически можно изобразить и три составляющих. Однако бОльшее количество состав­ляющих (4,5 и т.д.), входящих в «вектор целей», графически изобразить уже невозможно. Вспоминайте многомерную матрицу возможных состояний. Но, думается, что и двумерного изображения вполне дос­таточно, чтобы понять суть балансировочного режима.

А для чего это мы всё рассматривали? Дело в том, что поскольку все объекты и процессы (в том числе и общественные) носят управляе­мый характер, то для того, чтобы эти объекты и процессы не разруша­лись, не шли «в разнос», они должны находиться в балансировочном ре­жиме. А теперь возьмите любой интересующий вас объект или процесс и посмотрите на него через призму устойчивости и балансировочного режима. Это касается не только автомобиля, но и «управления» вашим ребёнком, «управления» (самоуправления) отношениями в семье, управ­ления городом, областью, страной, человечеством. Идеального режима достичь, конечно, трудно, а вот поддерживать управление страной в «до­пустимых пределах» необходимо. Если страна (люди) выходят за «допу­стимые пределы» «балансировочного режима», то начнутся всякие не­приятности: голод, экологические катастрофы, массовые заболевания и т.д., и т.п. То есть, как пел В.С. Высоцкий: «То в огороде недород, то скот падёт …». Чтобы этого не допустить, надо знать возможные «до­пустимые пределы» и не выходить за пределы «балансировочного ре­жима». И при этом надо ясно представлять себе (особенно руководству страны) цель, к которой они направляют усилия народа. Об этом пойдёт серьёзный разговор в раз деле 13 этой главы, в которой будут сопостав­лены понятие «устойчивости управления» и смысла жизни людей.

А теперь попробуйте сами ответить на вопросы о том, знает ли всё это нынешнее руководство страны, куда они ведут свой народ, думает ли сам народ о том, куда его ведут и т.п. вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: