Повышения качества тренировочного процесса

Коновалова Л.В., Горлова Л. А.

Ульяновский государственный университет,

Ульяновск, Россия

Эффекты специализированной тренировки у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, могут быть заметно изменены и усилены за счет направленного подбора не только условий выполнения упражнений, а также за счет применения специальных эргогенических средств. Такими средствами могут быть: дополнительное использование в процессе тренировки, наряду с основными упражнениями, применение режима положительного давления в конце выдоха (ПДКВ) и интервальной гипоксической тренировки (ИГТ);

Нами были проведено исследование, целью которого выступало определение эффективности влияния режима положительного давления в конце выдоха (ПДКВ) на функцию внешнего дыхания. В исследовании приняли участие десять спортсменок высокой квалификации, специализирующихся в беге на средние дистанции в возрасте от 17 до 23 лет и студенты Ульяновского государственного университета. Исследования проводились на базе МСЧ УАЗ и в лаборатории факультета физической культуры и реабилитации УлГУ.

До и после курса (20 сеансов) дыхания с положительным давлением в конце выдоха (ПДКВ) проводиласьоценка физической работоспособности, объема потребляемого кислорода и выделенной углекислоты, МОД, ЖЕЛ и пробы с задержками дыхания (проба Штанге и проба Генче). Для создания положительного давления в конце выдоха использовался регулятор дыхания (РИД), с помощью которого можно создавать регулируемое сопротивление на выдохе от 0 до 10 см Н2О. Вдох производился через нос свободно, без сопротивления, а выдох через (РИД) с сопротивлением 6-8 см. водного столба, контроль степени сопротивления осуществлялся с помощью водного манометрического указателя «Манук». Респираторный тренинг в режиме (ПДКВ) проводился в лаборатории, освещенность и оснащенность которой соответствовало гигиеническим требованиям. Тренинг проводился утром (8.00-10.00) и днем (13.00-14.00) в течение 20 минут в положении сидя. До проведения опыта испытуемые находились в состоянии покоя в положении сидя в течение 10-15 минут. Особое внимание уделялось обучению испытуемых делать выдох (против сопротивления) максимально пассивно, так как активация мышц выдоха повышает внутриплевральное давление, и увеличивает мышечную работу, что может снижать эффект ПДКВ. Сразу после прекращения дыхания с ПДКВ повторялись функциональные измерения.

При курсовом воздействии наблюдалась положительная динамика дыхания в режиме ПДКВ на функцию внешнего дыхания, работоспособность и газообмен. Ряд показателей, полученных в ходе исследования: такие как рост, вес, АД, ЧСС, ДК, динамометрия, остались практически неизменными, а в отношении других показателей, таких, как работоспособность, объем потребляемого кислорода и выделяемой углекислоты, времени задержки дыхания, МОД, ЖЕЛ, наблюдался существенный прирост показателей как у не спортсменов, так и у спортсменов. Так, по результатам теста PWC170 работоспособность возросла в среднем на 1,7 Вт/кг или на 9,8%. МПК увеличилось на 4,4 мл/кг/мин или на 7,2%.Дыхательный коэффициент(ДК) остался без изменений, что указывает на преобладание углеводного обмена. Время задержки дыхания увеличилось на 22 с или на 30%, ЖЕЛ и МОД также имеют достоверный прирост показателей на 0,72 л и 2,33 л или на 16% и 44 соответственно. Потребление О2 увеличилось на 56 мл, выделение СО2 возросло на 46,4 мл.

Исходя из полученных данных, можно заключить, что курс дыхания в режиме ПДКВ активизирует функциональные резервы респираторной системы, доказательством чего служит положительная динамика ЖЕЛ, МОД и временные задержки дыхания; увеличивает альвеолярный газообмен, что связано с активизацией обменных процессов в организме и увеличением дыхательного объема. Курс дыхания в режиме ПДКВ сопровождается увеличением функциональных резервов кардио-респираторной системы и повышением общей физической работоспособности. Так же по данным полевых испытаний после курса дыхания в режиме ПДКВ наблюдается улучшение показателей аэробной и анаэробной работоспособности. В следствии чего курс дыхания в режиме ПДКВ может быть рекомендован спортсменам для поддержания (во время вынужденного перерыва из-за травмы), так и для повышения общей испециальной физической работоспособности.

В эксперименте, связанным с применением методики ИГТ как дополнительного средства, приняло участие десять бегуний на средние дистанции высокой квалификации. В опытах по изучению воздействия ИГТ в качестве дополнительного средства, применялась система концентратор – гипоксикатор «ТИБЕТ-4» (Сертификат соответствия № РОССUS.ИМ04.А04336 от 27.11.2003 г., Россия, г. Новосибирск). В этой системе используется принцип разделения газовых смесей с помощью высокопроизводительного мембранного модуля, а применяемый в аппарате компрессор достаточно высокой мощности позволяет поддерживать необходимую скорость нагнетаемого потока гипоксической воздушной смеси, при которой пользователь не испытывает каких-либо затруднений в реализации любой из программ ИГТ.

ИГТ проводилась по разработанной нами программе днем, не ранее чем через 1−1.30 часа после 1-й тренировки или до вечерней тренировки за 40−60 мин на протяжении трех недельв зависимости от применения тренировочных нагрузок в данный период времени. Нами были использованы несколько различных режимов ИГТ:

1. Базовый тренировочный режим. Продолжительность отдельного периода гипоксической экспозиции — 3 минуты, пауза нормобарической респирации — 3 минуты. Количество повторных экспозиций в одной серии от 3 до 6 раз. Количество серий в одном сеансе — 3-4 повторения. Пауза нормобарической респирации между сериями — 5 минут. Содержание О2 во вдыхаемом воздухе от 13 до 15%. Этот режим ИГТ применялся на протяжении трех-четырех недель, 4-5 раз в неделю при регулярном осуществлении медицинского контроля.

2. Втягивающий тренировочный режим. Продолжительность отдельного периода гипоксической экспозиции — 1 минута, пауза нормобарической респирации — 1 минута. Количество повторных экспозиций в одной серии от 3 до 6 раз. Количество серий в оном сеансе ИГТ — 3-5 повторений. Пауза нормобарической респирации между сериями — 3 минуты. Содержание О2 во вдыхаемом воздухе —12%. Этот режим применялся на начальном этапе тренировки, при возобновлении занятий после вынужденного перерыва, а также при всяком резком изменении условий тренировки.

3. Активизирующий тренировочный режим. Продолжительность отдельного периода гипоксической экспозиции — 30 с, пауза нормобарической респирации — 30 с. Количество повторенных экспозиций в одной серии — 3-5 раз. Количество серий в одном сеансе ИГТ — 3-6 повторений. Паузы нормобарической респирации между сериями 1,5-2 минуты. Содержание О2 во вдыхаемом воздухе — 12-14%.

Для выявления эргометрических критериев специальной физической работоспособности спортсмены обследовались нами на различных дистанциях с заданием преодолеть дистанцию на максимальной скорости.

Как показали результаты проведенных исследований, применение ИГТ как дополнительного средства в подготовительном периоде положительно сказалось на улучшении показателей:

· алактатной анаэробной способности спортсменов, зафиксированных на повторно преодолеваемой дистанции 30 м и в тесте повторного бега на 60 м с максимальной скоростью;

· гликолитической работоспособности (по данным тестирования в повторном беге на 300 м);

· аэробной способности, оцениваемых по результатам испытаний в тесте Купера (3000 м). Прирост результата под воздействием ИГТ в различные периоды подготовки в среднем составил 318 м.

Широкое использование в практике легкоатлетического спорта специальных упражнений, отличающихся высокой интенсивностью нагрузок локального и регионального характера, не позволяют в должной мере прорабатывать физиологические механизмы специальнойработоспособности, действующие на общеорганизменном уровне. В особенности это относится к показателям аэробной работоспособности легкоатлетов, которые в период акцентированного применения специфических средств подготовки, как правило, ухудшаются. Чтобы поддержать на должном уровне эти функции и избежать отрицательного взаимодействия со стороны увеличивающихся объемов необходимо вводить в подготовку дополнительные средства, акцентировано воздействующие на определенные функции и физические качества спортсмена. Одним из наиболее простых и эффективных средств в этом отношении является интервальная гипоксическая тренировка.

Заключение. Курс дыхания в режиме ПДКВ может быть рекомендован как спортсменам, так и не спортсменам для улучшения альвеолярного газообмена, повышения общей и специальной физической работоспособности и функциональных резервов респираторной системы.

Подбирая необходимые режимы ИГТ, мы можем эффективно воздействовать на различные функциональные свойства и физические качества, которые не в достаточной мере затрагиваются основными физическими упражнениями. Как показывают результаты проведенных нами исследований, даже относительно непродолжительные периоды применения ИГТ позволяют заметно улучшить функцию респираторной системы, повысить показатели аэробной и анаэробной работоспособности легкоатлетов и потенцировать рост спортивных достижений.

Литература

1. Волков, Н. И. Метаболические и энергогенические эффекты сочетанного применения интервальной тренировки и гипоксической гипоксии / Н. И. Волков, Е. А. Коваленко // Интервальная гипоксическая тренировка, эффективность, механизмы действия. – Киев, 1992. – 4-6.

2. Колчинская, А. З. Интервальная гипоксическая тренировка спортсменов / А. З. Колчинская, Е. Н. Ткачук, Т. Н. Цыганова / Интервальная гипоксическая тренировка, эффективность, механизмы действия. – Киев, 1992. – С. 6-8.

3. Сокунова, С. Ф. Режимы интервальной гипоксической тренировки, используемые в качестве дополнительного тренировочного средства / С. Ф. Сокунова // Актуальные вопросы здравоохранения. Проблемы, поиски, решения: Мат-лы 40-й научно-практич. межрегион. конф. врачей. – Ульяновск, ОГУП «Облтипография «Печатный двор», 2005. – С. 670-671.

4. Сокунова, С. Ф. Технология применения специальных средств для повышения работоспособности спортсменов / С. Ф. Сокунова, Л. В. Коновалова // Спортивно-ориентированное физическое воспитание – новая педагогическая технология ХХI века: Спортивно-ориентированное физическое воспитание – новая педагогическая технология ХХI века: Всеросс. научно-практич. конф. – Пермь: ПГПУ. – 2007. – С. 164-166.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: