Проблемы физического воспитания студентов и пути их преодоления

Гилев Г. А.

Московский государственный индустриальный университет,

Москва, Россия

В России конец ХХ и начало ХХI века связаны с коренными изменениями социально-политической формации общества, развитием новых социально-экономических отношений. Реформы, осуществлявшиеся в стране в достаточно короткий промежуток времени, привели к трансформации целого ряда социальных структур, институтов, норм, жизненных ценностей и установок людей. В результате этих реформ в стране в настоящее время значительная часть населения находится за чертой бедности. Парадокс российской действительности заключается в том, что к этой категории населения относится значительная часть российской интеллигенции, имеющая высокое профессиональное образование и работающая в бюджетной сфере (образование, наука, здравоохранение, социальное обслуживание и др.). Такое отношение со стороны государства снижает статус этих профессий, приводит к дефициту кадрового состава, его старению.

Среди многих факторов, способствующих высокой заболеваемости и смертности населения, отмечают низкую долю национального дохода, выделяемого на образование, физическую культуру и спорт. Это коснулось каждого россиянина, обостренно отразилось на физическом, психическом и нравственном здоровье людей, их благополучии. Помимо негативного социального эффекта, общество несет прямые и косвенные экономические потери. Так, например, производственные потери вследствие преждевременной смертности трудоспособного населения ежегодно составили в России в 1997-1998 гг. 4,4 % ВВП, а экономический ущерб от инвалидности составил свыше 6 % ВВП (Корчагин В.П., 1998). Суммарные экономические потери в России, связанные с заболеванием населения, составили в 1997 году 272583 млрд. рублей (Вишневский А. Г., Школьников В. М., 1997). Фонд оплаты труда в 2002 году составил всего 37 % к уровню 1990 года (Агаджанян Н. А. с соавт., 2005).

В результате нарастания кризисных явлений в России с 1987 года стали резко снижаться показатели рождаемости населения. Динамика смертности и рождаемости в эти годы привела в начале 90-х годов к феномену «Российский крест», который характеризуется преобладанием показателей смертности над показателями рождаемости. Резкое снижение уровня здоровья населения в период реформирования повлекло за собой длительную стагнацию в младенческой смертности. С 2001 года по настоящее время ее показатель составляет 16-17 умерших в возрасте до 1-го года на 1000 родившихся, что в 2-4 раза превышает аналогичный показатель развитых стран.

По данным РАМН за последние 10 лет заболеваемость психическими расстройствами выросла в России в 1,5 раза, а среди детей и подростков – в 2,5 раза без учета больных, проходящих лечение в частных психиатрических клиниках и центрах.

Значительного уровня достигает бесплодие. Сегодня в России 21-22% супружеских пар не могут иметь детей. В 1998 году в России было зарегистрировано 2,35 млн. абортов, что составляет 60,6 аборта на 1000 женщин фертильного возраста. По соотношению к количеству родов эта цифра составила 182,6 аборта на 100 родов. В Европе 25 абортов на 100 родов рассматривается, как высокий показатель и не остается без внимания со стороны правительственных органов.

Наблюдающееся в настоящее время резкое снижение числа абитуриентов не только неизбежно негативно отразится на качестве образования (нет конкуренции, нет прогресса), но и повлечет за собой в недалеком будущем кризис в численности трудоспособного населения. Следовательно, мы с особой бережностью и вниманием должны отнестись к нынешним и будущим студентам – элите нашей молодежи. Низкий уровень их здоровья неизбежно отразится на снижении эффективности их труда, повлечет за собой кризисные ситуации в стране и в экономическом, и социальном плане, явится усугубляющим фактором демографических кризисов в последующих потомствах.

Согласно классификации ООН, население государства считается старым, если доля людей 65 лет и старше превышает 7%. В настоящее время 12,5% россиян находится в вышеуказанных возрастах. По продолжительности жизни мужчин Россия занимает, примерно, 160-е место в мире, уступая лишь Бангладеш. Россия занимает первое место в мире по абсолютной величине убыли населения. Ежегодно Россия теряет по численности населения целую область, равную Псковской, или крупный город, такой как Краснодар. За последние 20 лет в России вымерло более 7 млн человек. По этому показателю мы опережаем Бразилию и Турцию на 50%, а Европу — в несколько раз. Количество самоубийств, отравлений, убийств и несчастных случаев в России сравнимо с уровнем смертности в Анголе и Бурунди. Как это ни трагично, отмечает режиссер Андрон Кончаловский (2012 г.), очевидно, это еще не предел, не самое худшее, мы еще не коснулись дна, и народ еще не дозрел до способности ужаснуться себе самому и, наконец, обрести отвагу, чтобы спросить: «Где мы живем?»

Низкий уровень физической подготовленности населения на сегодняшний день, являющийся одним из основных признанных показателей, характеризующих уровень состояния здоровья, следует рассматривать, прежде всего, с позиции отклонения в физическом развитии у детей дошкольного возраста, учащихся и студенческой молодежи. Запределен процент призывников не годных для прохождения службы в армии по причине состояния здоровья.

Здоровье подрастающего поколения в целом характеризует резерв человеческого ресурса на ближайшую и отдаленную перспективу. Судя по показателям заболеваемости, состояние здоровья молодежи ухудшается. Нарастает хроническая патология. Так, хронические болезни детей до 3-х лет составляют 37%; 4-7 лет – 52%, т.е. больше половины детей дошкольного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья. Результаты Всероссийской диспансеризации школьников показали, что только около 15% детей здоровы. При этом все, начиная от Президента РФ единодушны во мнении, что данная реальность является следствием резкого снижения двигательной активности учащихся. Вместе с тем, народная мудрость гласит: «Можно жить в бедности, но быть нравственно и физически закаленным, а значит здоровым».

Давно известно, теоретически доказано и подтверждено практикой: отсутствие оптимальной двигательной активности является препятствием в освоении учебного материала. Экономя на физическом воспитании учащейся молодежи, мы не только наносим ущерб их здоровью, но и лишаем их полноценного умственного, аналитического и в целом интеллектуального развития.

В настоящее время, начиная со студентов первого курса 1986-87 годов рождения, наблюдается рост первокурсников, имеющих подготовительную (слабое физическое развитие) и специальную (патологические отклонения в состоянии здоровья) медицинские группы. При этом число студентов специальной медицинской группы в отдельных регионах страны переваливает за 60 и более процентов.

В высших учебных заведениях, где физическое воспитание студентов поставлено на должный уровень, где широкий охват имеет физкультурно-массовая и спортивная работа вне сетки учебного расписания, где практикуются и контролируются в дополнение к аудиторной физической нагрузке самостоятельные занятия, подавляющая часть студентов подготовительной и специальной медицинских групп успешно реабилитируются и переходят в когорту практически здоровых людей.

Сложившаяся негативная ситуация со здоровьем и физической подготовленностью студентов Российской Федерации, масштабность этой проблемы требует кардинальных решений. Главным стержнем этих решений является создание условий работы кафедр физического воспитания в вузах, при которых уровень физической подготовленности, а, следовательно, уровень состояния здоровья за время учебы повышался бы у всех студентов. Согласно отчетам вузов, принявших участие в смотрах-конкурсах на лучшую постановку учебной, физкультурно-массовой и спортивной работы в вузах г. Москвы, ежегодно проводимым с 2006 по 2010 гг., уровень физической подготовленности за время прохождения курса физического воспитания в среднем повышают только около 12 % студентов. Это означает, что у 88 % студентов в период учебы состояние здоровья ухудшается.

Мы часто игнорируем статистику, да и в сухих цифрах трудно охватить умом реальность. Но масштабы иррационального физического воспитания подрастающего поколения, которые наблюдаются сейчас, в частности в высшем профессиональном образовании настолько критичны, что несовместимы с понятием полноценного воспитания здорового, физически подготовленного, творчески активного специалиста и будущего долгожителя. Россия по продолжительности жизни, уровню инвестиций в науку, образование, массовую физическую культуру, студенческий спорт и многим другим показателям, связанных с воспитанием подрастающего поколения, не в Европе и даже не в Азии, а скорее в Африке, отсталость которой объясняется эксплуатацией ее народа колонизаторами.

Кафедры физического воспитания вузов, как правило, вынуждены проводить занятия со студентами с грубыми нарушениями техники безопасности, когда, например, на одного преподавателя планируется учебным отделом вуза не 15 человек на занятие, а по 30 и более студентов. Требования Государственного образовательного стандарта, определяющие объем 400 аудиторных (обязательных) часов на дисциплину «Физическая культура» в порядке вещей игнорируются многочисленными вузами. Особого внимания заслуживает неудовлетворительная по площадям и оборудованию спортивная база вузов. Причем вузы федерального подчинения, находясь на территории г. Москвы, юридически не имеют права получать от Правительства Москвы ни материальных, ни земельных субсидий.

Внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь каждого студента, как того требуют физиологические законы развивающегося организма, прямой путь не только повышения уровня их здоровья, но и в целом оздоровления нации и в психофизическом, и в социально-экономическом плане. Данный постулат многократно доказан практикой жизни людей. Те из них, кто в студенческие годы приобщился к регулярным занятиям физической культурой или спортом, на всю жизнь сохраняют здоровье, творческое долголетие, бодрость духа, высокую трудоспособность, всегда на передовых рубежах в любой сфере деятельности.

Давно известно, теоретически доказано и подтверждено практикой: отсутствие оптимальной двигательной активности является препятствием в освоении учебного материала. Объем недельной оптимальной двигательной активности студентов должен быть не менее 8 часов. Поэтому дополнительно к объему аудиторных занятий физической культурой, определяемым образовательным государственным стандартом 4 часа в неделю, необходимо внедрение самостоятельных занятий под руководством и контролем преподавателей кафедр физического воспитания.

Возможность спортивного совершенствования, направленного на достижение наивысшего результата в избранном виде двигательной и умственной деятельности, является ведущей мотивацией в студенческой среде. В то же время учебная нагрузка преподавателей кафедры физического воспитания, определяемая Минобрнауки РФ, не предусматривает проведение учебно-тренировочных занятий с повышенным объемом часов со студентами-спортсменами. Чтобы часть студентов занималась в группах спортивного совершенствования, кафедры физического воспитания, как правило, в ущерб качеству проведения занятий и в нарушение техники безопасности вынуждены проводить занятия с увеличенным количеством студентов, чтобы выкроить часы для студентов, занимающихся спортом в объеме от 6 до 9 часов в неделю. А в результате физическая подготовленность основной массы студентов за время учебы не повышается, а значительно снижается.

Одним чрезвычайно важном аспектом в физическом воспитании студентов является аттестация их в каждом семестре. Федеральный государственный образовательный стандарт 3-го поколения в части аттестации студентов по физической культуре трактуется в вузах неоднозначно. Большинство руководителей вузов, понимая огрехи средней школы в вопросах внедрения физической культуры и спорта в повседневный быт школьника, считают, что отсутствие аттестации в каждом семестре приведет к дальнейшему практическому отчуждению студентов от физической культуры и спорта. Тогда как 2 зачетные единицы по физической культуре трактуются в большинстве случаев как 2 зачета за период освоения дисциплины. Данное обстоятельство должно быть разъяснено приказом МИНОБРНАУКИ РФ. Как показывает практика, дифференцированный зачет в каждом семестре служит большим положительным аргументом в деле физического воспитания не только студентов, стремящихся учиться на хорошо и отлично, но и мотивирующим обстоятельством для повышения физической подготовленности всех студентов.

Студенческая молодежь России должна стать мощной силой, определяющей и реализующей перспективу развития страны. Именно она несет потенциал созидания, направленного на обеспечение социального и экономического прогресса державы. Но, очевидно, эту свою миссию молодежь будет способна выполнить в полной мере лишь при соответствующей политике государства, направленной на развитие физической подготовленности, повышения функциональных резервов организма, а, следовательно, и уровня здоровья подрастающего поколения.

Неужели россияне должны умирать раньше времени, а смертность превалировать над рождаемостью, чтобы народ проснулся и потребовал от власти не приятных успокаивающих новостей и очередных обещаний, а правды и, прежде всего, признания того, что надо кардинально менять условия физического воспитания, в частности в высшем профессиональном образовании.

Резюме. Реальное приобщение к физической культуре и спорту каждого студента, как того требуют физиологические законы развивающегося организма, прямой путь не только повышения уровня их здоровья, но и в целом оздоровления нации и в психофизическом, и в социально-экономическом плане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: