double arrow

Характеристика физической и спортивной культуры личности

Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Бурцева Е. В.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

Чебоксары, Россия

В философской литературе культура определяется как общественно выработанный способ человеческой деятельности, направленной на преобразование природы, человека, социума и закреплённый в соответствующих материально-вещественных, логико-понятийных, знаково-символических, ценностно-ориентационных средствах [26].

Отечественные ученые придерживаются деятельностного подхода к рассмотрению феномена культуры, определяя ее как совокупность форм, способов, средств и результатов человеческой деятельности. Понятие «культура» характеризуется ими, с одной стороны, как процесс, с другой, как результаты деятельности социального субъекта по созданию и сохранению тех социальных явлений, которые оцениваются как наиболее важные, значимые ценности [4, 5, 6, 10, 11, 21, 22].

В реализации деятельностного подхода к пониманию культуры наблюдается множество вариантов, различающихся главным образом акцентами на процессуальной и результативной стороне деятельности, на ее духовной и материальной составляющих [25]. Поэтому первая задача нашего теоретического исследования состоит в раскрытии сущности и содержания понятия «культура».

С одной стороны, культура определяется преимущественно как продукт человеческой деятельности, ее результат в виде совокупности «материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень развития общества» [25, 26].

С другой стороны, акцентируется внимание на процессуальной стороне культуры, на том, что она представляет собой творческую созидательную деятельность, в ходе которой опредмечиваются ранее созданные ценности и создаются новые. Процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая предшествующую культуру [18, 19, 21].

Рассматривая культуру с позиции аксиологического подхода, в ней выделяют материальные и духовные ценности, которые создаются в процессе материальной и духовной деятельности.

Материальные ценности культуры охватывают всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия и средства труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и связи).

Духовные ценности культуры охватывают сферу сознания, духовного производства, выступают как социальные идеалы, смыслы, нормы, образцы поведения, которые определяют характер и направленность различных форм и областей социальной практики, общественных отношений, конкретных видов деятельности (познание, нравственность, воспитание, просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию) [22].

В зависимости от того, кто выступает социальным субъектом культуры как деятельности, создающей социально значимые ценности, различают культуру личности, культуру социальной группы и культуру общества. Эти формы культуры функционируют и развиваются в процессе взаимодействия человека, группы и общества.

В соответствии с деятельностной трактовкой понятия «культура» различение ее видов осуществляется с учетом качественного своеобразия отдельных видов человеческой деятельности.

Одним из специфических видов деятельности является физическая культура. Поэтому вторая задача нашего теоретического исследования состоит в раскрытии сущности и содержания понятия «физическая культура».

Согласно ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте в РФ» физическая культура рассматривается как составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности [24].

Обобщая результаты теоретического исследования можно заключить, что отечественные ученые [4, 5, 6, 17, 18, 21] рассматривают понятие «физическая культура» как:

· вид общей культуры, качественная сторона творческой деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей в социально значимых результатах, связанных с выполнением им обязанностей в обществе [18];

· жизненно важные способы и результаты использования людьми своих собственных двигательных возможностей для преобразования своих качеств, способностей, полученных от природы [17];

· культура двигательной деятельности, целью и результатом которой является достижение физического совершенства через физическое (телесное и духовное) преобразование человека, расширение его двигательного потенциала и двигательного диапазона [21];

· универсальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности, как отдельного человека, так и человечества в целом [21];

· совокупность материальных и духовных ценностей, используемых обществом для физического развития и физического совершенствования человека [21];

· специфическая деятельность, направленная на формирование двигательных умений и навыков, повышение физической кондиции человека, сохранение и укрепление здоровья, гармоничное развитие личности [4];

· деятельность, направленную на «социальное преобразование» тела человека, развитие его физических и духовных сил [5, 21];

· специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей [6, 8];

· специфическая сфера преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций [6].

Сравнивая вышеприведенные подходы к определению понятия «физическая культура», как специфического вида человеческой деятельности, можно заметить, что все исследователи связывают ее с двигательной активностью. По мнению В. К. Бальсевича, двигательная активность представляет собой целенаправленное осуществление человеком двигательных действий, направленных на совершенствование различных показателей его физического потенциала и освоение двигательных ценностей физической и спортивной культуры [3].

При определении специфичности физической культуры как одного из видов двигательной активности мы ориентируемся на утверждение отечественного психолога А. Н. Леонтьева о том, что за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов. Автор в связи с этим писал: «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь – может быть уже в совсем иных, изменившихся условиях» [10, 11]. Поэтому специфичность физической культуры как вида деятельности обусловлена качественным своеобразием ее потребностей и мотивов.

Любая активность человека, в том числе и в виде физкультурной деятельности, приводит к определенным изменениям не только во внешней среде, но и в самом человеке как ее субъекте. К. Маркс писал, – «…Воздействуя на внешнюю природу и суммируя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу [15].

«Изменение собственной природы» может выступать в качестве мотивов поведения и деятельности человека. Поэтому в качестве существенного признака физической культуры, как специфического вида двигательной активности, авторами вышеприведенных работ выделяется ее направленность на:

¨ телесное («самореализация физических способностей», «повышение физической кондиции», «преобразование способностей, полученных от природы», «телесное преобразование человека», «социальное преобразование тела», «развитие физических сил», «сохранение и укрепление физического здоровья», «формирования все более совершенного организма»);

¨ духовное («самореализация духовных способностей», «развитие духовных сил», «способы использования людьми своих собственных двигательных возможностей», «формирование двигательных умений и навыков», «гармоничное развитие личности», «преобразование самого человека», «формирование сознания и воли», «развитие человека как субъекта этой активности»).

Результатами физической культуры как специфического вида двигательной активности человека являются позитивные изменения показателей телесного и духовного развития («физическое совершенствование», «расширение двигательного потенциала и двигательного диапазона»), которые выступают как материальные и духовные ценности и в своей совокупности характеризуют физическую культуру личности.

Близким по смыслу к пониманию физической культуры как двигательной активности направленной на телесное и духовное развитие человека, как ее субъекта, является понятие «физическая активность», которое определяется В. К. Бальсевичем как целенаправленная двигательная деятельность человека, выступающая как природно и социально детерминированная необходимость и потребность организма и личности в поддержании гомеостазиса, обеспечении морфологических, функциональных, биохимических и психологических условий реализации генетической и социокультурной программ их развития в онтогенезе и преодоления факторов, ему препятствующих. По мнению В. К. Бальсевича, понятие «физическая активность» включает в себя не только двигательную деятельность саму по себе, но и категорию цели этой деятельности в самом широком смысле [3].

Б. Г. Ананьев [1] отмечает, что человека можно рассматривать как индивида (природное существо), субъекта определенной деятельности, личность и индивидуальность. Поэтому изменения, возникающие у человека в результате физической активности, можно систематизировать в соответствии с этими представлениями:

· на уровне индивида – физическое развитие, здоровье (уровень адаптационных возможностей отдельных функциональных систем и организма в целом), двигательные способности;

· на уровне субъекта деятельности – знания, умения и навыки владения способами деятельности;

· на уровне личности – значимые для деятельности психические свойства личности;

· на уровне индивидуальности – свойства человека как индивида, субъекта и личности, связанные с физической активностью, которые являются уникальными, неповторимыми и обусловливают повышение его социального статуса.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно заключить, что физическая культура представляет специфический вид сознательной социально обусловленной двигательной активности человека, отличающейся направленностью на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья, развитие двигательных способностей и психических свойств личности, овладение знаниями и способами ее организации.

Результаты физической активности выступают как присвоенные человеком материальные и духовные ценностифизической культуры общества, и обусловливают в совокупности уникальность человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности.

В последние годы в научно-педагогической литературе активно используется термин «спортивная культура» [3, 13, 14, 22, 23]. Поэтому третья задача нашего теоретического исследования состоит в раскрытии сущности и содержания понятия «спортивная культура».

Исходным для определения сущности и содержания понятия «спортивная культура» является понятие спорта.

Согласно ст. 2 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», спорт определяется как составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям [24].

Существенным признаком спорта выступает соревновательная деятельность, включающая соревновательные действия и связанные с ними отношения соперничества и сотрудничества спортсменов, специфические отношения с другими участниками: тренером, судьями, организаторами, болельщиками. Соревновательную деятельность отличает унификация входящих в ее содержание действий, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами соревнований, регламентация поведения спортсменов с принципами неантагонистических отношений между ними [9, 22]. Благодаря соревновательной деятельности спорт выступает как средство и форма выявления и социального признания физических, психических, духовных способностей в процессе соперничества, состязательности, борьбы между спортсменами.

Целью спорта является достижение спортивного мастерства и высокого спортивного результата в спортивных соревнованиях на основеорганизации тренировочного процесса.

Подготовка к соревнованиям не относится к существенным признакам спортивной деятельности – спорт в момент его зарождения существовал и без тренировочного процесса. Современный спорт высших достижений (игровые виды спорта) состоит преимущественно из серии соревнований при уменьшении количества тренировочных занятий. В этих условиях приоритетное значение отводится методу интегральной подготовки через участие в соревнованиях.

С одной стороны, тренировочная деятельность не может существовать без соревнований, т.к. соревновательная деятельность выступает системообразующим фактором, определяющим цель, задачи, содержание и процесс спортивной тренировки. С другой, тренировочная деятельность оказывает существенное влияние на соревновательный результат. Поэтому современный спорт в широком понимании включает в себя не только собственно-соревновательную деятельность, но и специальную подготовку к ней.

В. К. Бальсевич считает, что спорт как феномен общечеловеческой культуры является самодостаточной сферой человеческой деятельности, имеющей собственное предназначение, выполняя эвристические, эстетические, эталонные, оздоровительно-рекреативные, экономические и зрелищные функции [2].

Л. И. Лубышева отмечает, что наиболее значимыми для спортивной деятельности выступают потребности в самоорганизации спортивного стиля жизни, успехе и достижении высокого соревновательного результата [13].

Мы также полагаем, что специфичность спорта как вида деятельности обусловлена, в первую очередь, потребностями и внутренними мотивами, непосредственно побуждающими и направляющими к участию в соревнованиях. Спортивная деятельность привлекательна и значима для спортсмена тем, что она дает возможность реализовать себя и раскрыть свои возможности в соревновательной борьбе среди соперников, достичь победы, выигрыша.

Соревновательные мотивы, стремление к достижению успеха и самореализации в области избранного вида спорта обусловливают особенности спортивной деятельности, поведения и общения спортсмена с другими участниками спортивной деятельности, такие, как высокие физические и психические нагрузки, соблюдение режимных требований, отношения соперничества и сотрудничества.

Встраиванием спорта в систему культуры, актуализацией ценностного отношения к спорту через мотивационную сферу в процессе спортивной деятельности, создаются предпосылки развития его культурологических свойств, что позволяет говорить о культуре спортивной.

Трансформация ценностей спорта из категории общественно значимых в категорию личностно значимых позволяет говорить о наличии у спортсмена спортивной культуры личности.

Основу спортивной культуры личности, по мнению В. И. Столярова, С. Ю. Баринова, составляет позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризованные индивидом, стали достоянием его собственного внутреннего мира [22].

Спортивная культура личности, по мнению Л. И. Лубышевой, содержит специфический результат спортивной деятельности, средства и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путем освоения ценностей соревновательной и тренировочной деятельности, а также тех социальных отношений, которые обеспечивают ее эффективность [13].

Все виды спорта, получившие в настоящее время широкое признание в мире, подразделяются Л. П. Матвеевым с учетом особенностей предмета состязаний и характера двигательной деятельности на пять групп [16].

Своеобразие видов спорта определяет качественное своеобразия содержания спортивной культуры. Большинство видов спорта относятся к группе, для которой характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. Мы при анализе содержания понятия «спортивная культура» будем рассматривать виды спорта, относящиеся к данной группе.

В. И. Столяров, С. Ю. Баринов к основным ценностям спортивной культуры относят возможность на основе спортивных тренировок и соревнований совершенствовать свои физические кондиции, способность к систематической работе по самосовершенствованию, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех [22].

Л. И. Лубышева выделяет общекультурные, социально-психологические и специфические ценности спорта как части общей культуры. К специфическим ценностям автор относит способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда [14].

В процессе занятий спортом активно осваиваются, усваиваются и присваиваются интеллектуальные, интенционные, нравственные, достиженческие, валеологические, мобилизационные ценности двигательного характера, ценности здоровьесберегающих технологий спортивной подготовки [9].

В. М. Выдрин отмечает, что ценности спорта могут проявляться непосредственно в виде здоровья, физического совершенствования, конкретных соревновательных достижений (занятое место, рекорд) [7].

Н. И. Пономарев к ценностям спорта относит: здоровье, физическую подготовленность, физическое развитие, спортивно-технические результаты, идейные, организационные, научные и методические основы спортивной тренировки, функциональное содержание спорта, общение, волевые и моральные качества, социальное признание, авторитет, чувство личного достоинства и чувство долга, самовоспитание [19].

В. И. Столяров к ценностям спорта относит социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, которые регулируют деятельность социального субъекта и социальные отношения в сфере спорта, определяют их характер и направленность [23].

Обобщая вышеприведенные подходы к выделению ценностей, присваиваемых личностью в процессе спортивной деятельности, можно их классифицировать по биологическому, психологическому, педагогическому и социальному эффектам.

Биологический эффект спортивной деятельности выражается в «формировании здоровья», в присвоении «валеологических ценностей», в «физической подготовленности и физическом развитии», в «возможности совершенствовать свои физические кондиции», «удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании».

Психологический эффект проявляется в «умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех», в «способности к систематической работе по самосовершенствованию», в присвоении мобилизационных ценностей двигательного характера», в «самореализации», в «общении, волевых и моральных качествах».

Педагогический эффект заключается в присвоении интеллектуальных ценностей и ценностей здоровьесберегающих технологий спортивной подготовки», в «спортивно-технических результатах», в «научных и методических основах спортивной тренировки», в способности к «самовоспитанию».

Социальный эффект состоит в «повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда», в «социальном признании, авторитете, чувстве личного достоинства и чувстве долга», в «социализации», в присвоении «нравственных и достиженческих ценностей», в «конкретных соревновательных достижениях», в «социальных идеалах, смыслах, символах, нормах, образцах поведения, которые регулируют деятельность социального субъекта и социальные отношения в сфере спорта».

В психологической литературе выделяются три черты спортивного характера, которые можно отнести к духовным ценностям спортивной культуры и рассматривать как результаты спортивной деятельности:

1. Спокойствие (хладнокровие) в экстремальных ситуациях соревнования, как одна из сторон отношения спортсмена к среде, к условиям деятельности, обеспечивает оптимальный уровень эмоционального возбуждения к моменту старта, что способствует успешному выступлению;

2. Уверенность в себе, как одна из сторон отношения к себе, обеспечивает высокую активность, надежность действий и помехоустойчивость, что особенно важно в сложных, изменяющихся условиях и сложных состояниях спортсмена, способствуя полной реализации достигнутого уровня подготовленности;

3. Боевой дух, как отношение к процессу и результату деятельности, определяет неукротимое стремление к борьбе к победе, к достижению соревновательной цели, до самого последнего финального усилия, выражается в наивысшей собранности, предельной мобилизации и полной отдаче всех сил спортивной борьбе. Боевой дух способствует раскрытию резервных возможностей спортсмена и позволяет достигнуть неожиданно высокого результата.

Единство и взаимосвязь трех черт спортивного характера обусловливает в большинстве случаев состояние спокойной боевой уверенности [20].

Лица со спортивным характером отличаются эмоциональной устойчивостью, что проявляется в стабильности соревновательных результатов, повышении эффективности соревновательной деятельности в экстремальных условиях ее выполнения и умении достойно проигрывать в честной борьбе.

Соревновательная деятельность в экстремальных условиях соперничества и сотрудничества содействует присвоению норм спортивной этики, как внутренних регуляторов взаимоотношений со всеми участниками соревнований.

Четвертая задача нашего теоретического исследования заключалась в определении соотношения физической и спортивной культуры (табл. 1).

При решении этой задачи мы отталкивались от тезиса А. Н. Леонтьева, о том, что различие между видами деятельности обусловлено различиями в мотивах, побуждающих и направляющих человека к их осуществлению [10].

Общими для физической и спортивной культуры являются такие мотивы, как потребность в двигательной активности, сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие, общение, внешнее самоутверждение и формирование личности. Эти мотивы во взаимодействии между собой побуждают человека к физической активности для телесного и духовного развития.

Формирование спортивной культуры осуществляется на основе физической культуры и обусловлено возникновением и доминированием в мотивационной структуре личности соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации в области избранного вида спорта.

Данные мотивы существенно изменяют содержание физической активности, которая дифференцируется на две взаимосвязанные части – тренировочную и соревновательную деятельность. Двигательные действия в виде физических и соревновательных упражнений под действием этих мотивов выполняются с предельным проявлением физических и психических усилий.

Вызванные спортивными мотивами изменения в содержании деятельности обусловливают присвоение человеком новых материальных (высокий уровень развития двигательных способностей, значимых для избранного вида спорта) и духовных ценностей.

Знания в области физической культуры обогащаются знаниями в области избранного вида спорта, человек овладевает способами организации занятий этим видом спорта.

Таблица. – Психологическая структура физической и спортивной культуры как видов двигательной деятельности

Физическая культура Спортивная культура
Мотивы деятельности
Потребность в двигательной активности Сохранение и укрепление здоровья Физическое развитие Общение Внешнее самоутверждение Формирование личности Потребность в двигательной активности Сохранение и укрепление здоровья Физическое развитие Общение Внешнее самоутверждение Формирование личности Соревновательные мотивы Мотив достижения успеха Мотив личностной самореализации
Содержание деятельности
Физические упражнения Физические упражнения Соревновательные упражнения
Материальные ценности
Здоровье Телосложение Двигательные способности Здоровье Телосложение Высокий уровень развития двигательных способностей, значимых для избранного вида спорта
Духовные ценности
Знания в области физической культуры Владение способами организации физической активности Социализация Интерес к физической активности Знания в области избранного вида спорта Владение способами организации занятий избранным видом спорта Социализация Интерес к избранному виду спорта Свойства личности (уверенность, спокойствие, целеустремленность, настойчивость, эмоциональная устойчивость, устойчивость к фрустрации) Спортивная этика Социальный статус

В процессе спортивной деятельности формируются свойства личности, обусловливающие благоприятные отношения к ее различным сторонам:

· к содержанию (интерес к избранному виду спорта);

· к себе как субъекту деятельности (уверенность в себе);

· к условиям соревнований (спокойствие, эмоциональная устойчивость);

· к процессу и результатам соревновательной деятельности (целеустремленность и настойчивость);

· к поражению и неудачам (устойчивость к фрустрации);

· к участникам соревнований (спортивная этика).

Достижение высоких соревновательных результатов обеспечивает повышение социального статуса человека.

Обобщая результаты теоретического анализа, можно заключить следующее, что физическая активность и спорт имеют общее предметное основание как виды двигательной деятельности. Наряду с этим они существенно различаются по содержанию и присваиваемым в процессе их осуществления материальным и духовным ценностям, что обусловлено различиями в их мотивах. Спорт как вид деятельности отличается от физической активности возникновением и доминированием соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации. Под влиянием этих мотивов физическая активность разбивается на две взаимосвязанные части – тренировочную и соревновательную деятельность, а входящие в их содержание двигательные действия в виде физических и соревновательных упражнений отличаются максимальным проявлением физических и психических усилий. Спортивная деятельность приводит к присвоению новых, по сравнению с физической активностью, материальных и духовных ценностей, которые в совокупности с ценностями физической культуры образуют спортивную культуру личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Б. Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – 517 с.

2. Бальсевич, В. К. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ / В. К. Бальсевич. – СПб.: СПбНИИФК, 2006. – 67 с.

3. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич // – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.

4. Виноградов, П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни: учебное пособие / П. А. Виноградов, В. И. Жолдак, А. П. Душанин. – М.: Советский спорт, 1996. – 587 с.

5. Выдрин, В. М. Физическая культура и ее теория / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры – 1986. – №5. – С. 24-27.

6. Выдрин, В. М.Физическая культура студентов вузов: Учебное пособие / В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 1991. – 128 с.

7. Выдрин, В. М. Физическая культура как ценность / В. М. Выдрин. – Л.: Знание, 1976 – 38 с.

8. Ильинич, В. И. Физическая культура студента: учебник / В. И. Ильинич. – М., 1999. – 447 с.

9. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. – М.: Политиздат, 1974. – 328 с.

10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

11. Леонтьев, А. Н. Проблема деятельности в психологии / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. – 1972. – № 9. – С. 28-41.

12. Лотоненко, A. B. Молодежь и физическая культура / А. В. Лотоненко, Е. А. Стеблецов. – М., 1996. – 317 с.

13. Лубышева, Л. И. Спортивная культура в школе / Л. И. Лубышева. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. – 174 с.

14. Лубышева, Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3. – С. 11-14.

15. Маркс, К. Полное собрание сочинение / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 1955. – 188 с.

16. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для инт-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. – М.: ФиС, 1991. – С. 427- 429.

17. Матвеев, Л. П. О культуре физической / Л. П. Матвеев //Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека: материалы конференции. – Ереван, 1984. – С. 10.

18. Николаев, Ю. М. О культуре физической / Ю. М. Николаев // Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. – С. 14-18.

19. Пономарев, Н. И. Спорт как социальное и педагогическое явление / Н. И. Пономарев. – Л., 1989. – С. 5.

20. Психология / под ред. В. М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 387 с.

21. Столяров, В. И. Философско-культурологический анализ физической культуры / В. И. Столяров // Вопросы философии. – 1988. – N 4. – С. 78-91.

22. Столяров, В. И. Понятие и формы спортивной культуры личности. Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма / В. И. Столяров, С. Ю. Баринов. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2009.– С. 366-370.

23. Столяров, В. И. Спортивная культура как элемент культуры / В. И. Столяров // Современность как предмет исследования социальных наук: материалы Всерос. науч. конф. – М.: МГАФК, 2002. – С. 28-33.

24. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 80-ФЗ.

25. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М. С. Кагана и др. – СПб.: Лань, 1998. – 448 с.

26. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. – М.: Политиздат, 1972. – 496 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: