Системообразующие факторы здорового образа жизни

М. Г Ишмухаметов

Пермский государственный гуманитарно - педагогический университет,

Пермь, Россия

В конце ХХ и начале ХХI века в России возникли серьезные экологические, демографические и социально-экономические проблемы. На этом фоне общество столкнулось с катастрофическим снижением физического и психического здоровья населения. По оценкам специалистов, около 70% населения России находится в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает адаптационные и приспособительные механизмы организма, поддерживающие здоровье.

Образ жизни представляет собой совокупность типичных видов жизнедеятельности общества, социальной группы или индивида, включающую труд, быт, общественную жизнь, культуру. В свое время великий греческий философ, основоположник атомистического учения Демокрит (ок.460 – 370 до н.э.) указывал, что «Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни». Без преувеличения можно сказать, что генофонд и здоровье будущих поколений находятся в опасности. Считается, что решение данной проблемы во многом зависит от эффективности профилактических мер. Поэтому им придается большое значение.

Еще в 1 веке н.э. римский врач Цельс делил лечение на три способа: травами, хирургическим путем и образом жизни. Однако на последний способ лишь в самые последние годы стали обращать внимание. Разрабатываются такие направления лечения образом жизни как психотерапия, музыкальная терапия, ландшафтотерапия, трудотерапия, эстетотерапия, цветотерапия, библиотерапия.

В оздоровлении нации важную роль должна сыграть идея здорового образа жизни. В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. [3].

К биологическим принципам относятся:

– образ жизни должен быть возрастным;

– образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

– образ жизни должен быть укрепляющим;

– образ жизни должен быть ритмичным;

– образ жизни должен быть аскетичным.

К социальным принципам можно отнести:

– образ жизни должен быть эстетичным;

– образ жизни должен быть нравственным;

– образ жизни должен быть волевым;

– образ жизни должен быть самоограничительным.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

– отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков);

– регулярная физическая и двигательная активность, оптимальный режим;

– рациональное сбалансированное питание;

– закаливание организма;

– личная и общественная гигиена;

– положительные эмоции, избегание конфликтов и умелое разрешение стрессовых ситуаций;

– правильный режим труда, полноценный отдых;

– психологический комфорт и психофизиологическая удовлетворенность;

– высокая медицинская активность;

– активная жизненная позиция;

– экономическая и материальная независимость;

– удовлетворенность работой.

Проводимые в стране социологические опросы показывают, что почти 85,0% опрошенных знают и не сомневаются, что, практикуя здоровый образ жизни, можно повлиять на качество и продолжительность жизни. Но при этом подавляющее большинство – три четверти опрошенных – начинают заниматься своим здоровьем только тогда, когда время уже упущено. А это в условиях рыночной экономики связано уже не только с рисками, но и с большими расходами самих пациентов.

В последние годы в исследовании проблемы здорового образа жизни (ЗОЖ) появилось несколько направлений: философско-социологическое, медико-гигиеническое и психолого-педагогическое. Все три направления исследования здорового образа жизни характерны своими подходами к решению этой проблемы и имеют специфический понятийный аппарат.

Так, представители медико-гигиенического направления дают такое определение: «Здоровый образ жизни – это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Он включает в себя плодотворную трудовую деятельность, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физической культурой и спортом». Из этого определения видно, что ЗОЖ сводится к отдельным медицинским профилактическим мероприятиям, при этом опущены философско-социологический и психолого-педагогические аспекты.

У представителей философско-социологического направления здоровый образ жизни «выступает важнейшей характеристикой образа жизни личности и общества, одним из интегральных показателей культуры и социальной политики государства». И, наконец, представители психолого-педагогического направления определяют ЗОЖ как «составную часть образа жизни молодежи, которая объединяет все, что способствует выполнению ею тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях».

Понятие ЗОЖ содержит пять смысловых значений [1]:

1) конкретный вариант образа жизни, результат теоретического осмысления многовековой реальной жизнедеятельности человека;

2) целостное образование, зависящее от индивидуальных особенностей объективного и субъективного плана;

3) медико-педагогическая система рациональной жизнедеятельности человека в сфере труда, быта и отдыха. Физическая и экологическая культура обеспечивает гармоничное развитие человека, максимальную реализацию его индивидуальных и общественно значимых возможностей;

4) реальное и эффективное средство стабилизации здоровья и выживания населения Российской Федерации в условиях системного кризиса;

5) результат физической активности, охраны и улучшения здоровья населения.

К факторам образа жизни, влияющим на показатели здоровья, в настоящее время относят преимущественно факторы поведения, в том числе режим питания, привычки, физическую активность, репродуктивное поведение, использование свободного времени. Сюда же относятся факторы социально-экономического характера: уровень образования, урбанизация, материальное благосостояние, условия труда, жилищные условия, состояние окружающей среды.

При переходе к здоровому образу жизни:

– изменяется мировоззрение, приоритетным становятся духовные ценности, обретается смысл жизни;

– исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;

– сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;

– половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению во времени половой и социальной зрелости.

Среди факторов здорового образа жизни трудно выделить главные и второстепенные, так как только в комплексе они могут вызывать желаемый оздоровительный эффект, позволяют формировать и развивать человека. И хотя формирование ЗОЖ – проблема комплексная, здесь не может идти речь лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. Поэтому ведущими качествами, играющими существенную роль в приобщении человека к ЗОЖ, являются мотивация поведения, внутренние побудительные стимулы к выполнению той или иной деятельности.

Эти и другие значимые факторы представляют собой неотъемлемые компоненты здорового образа жизни. Существует фраза, которая подтверждена жизнью: «Человек умирает не от определенной болезни, а от своего образа жизни». Болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни, повседневным поведением. К сожалению, в нашей стране большая часть населения (78% мужчин и 52% женщин) ведут такой образ жизни, который никак нельзя назвать здоровым [2]. В свое время английский ученый и политический деятель Д. Леббок высказал мысль, которая актуальна и в настоящее время: «Здоровье гораздо более зависит от наших привычек, чем от врачебного искусства».

Здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, независимо от жизненных обстоятельств и ситуаций. Тогда он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

В настоящее время многими физиологическими, психологическими и другими исследованиями показано, что приблизительно каждые 12 лет в организме отмечается своеобразный кризис, который захватывает все стороны его жизнедеятельности – морфологические, функциональные, психологические, социальные и пр. Вот почему с позиций обеспечения здоровья в таких критических возрастах (ориентировочно – в 12, 25, 37, 49 и 67 лет) человек должен пересматривать основы своего здорового образа жизни, внося в них коррективы.

Великий чешский мыслитель-гуманист и педагог Я. А. Коменский говорил: «Чем тоньше талия, тем длиннее жизнь. Продляют жизнь не только умеренность в еде, но и умеренность во всем. Соблюдай правила умеренности во всем. Хочешь быть спокойным? Не расстраивайся многими вещами, не занимайся не нужными делами, не поддавайся гневу. Хочешь быть мудрым? Не желай всего, что увидишь; не верь всему, что услышишь; не говори всего, что знаешь; не делай всего, что умеешь, а только то, что полезно».

В реализации рекомендаций по здоровому образу жизни психологически поможет осознание трех следующих положений: приступить к оздоровлению никогда не рано и никогда не поздно; чтобы избежать осложнений необходимо знание и соблюдение основных правил оздоровления; оздоровление доставляет радость.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Литература

1. Здоровый образ жизни и профилактика наркомании: учеб. пособие / П. А. Виноградов, А. Т. Паршиков, Н. В. Паршикова, В. П. Моченов, Т. М. Брук. – М.: Советский спорт, 2003. – 120с.

2. Философия здорового образа жизни в мудрых мыслях, афоризмах, поэтических строках, пословицах, поговорках / авт. - сост. М. Г Ишмухаметов. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2011. – 449 с.

3. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников)/С.В.Попов. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 256 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: