double arrow

Спортивно-оздоровительный туризм как средство формирования ценностной ориентации на здоровый образ жизни у подростков


Игнатьев М. А.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

Чебоксары, Россия

Термин «туризм» разными исследователями определяется с разных его сторон, выделяются характерные особенности этого понятия в их интегральном значении. Известно более 200 определений, которые в той или иной степени отражают определенные черты туризма [6].

Туризм подразделяется:

– по цели (спортивный, спортивно-оздоровительный, познавательный, учебный, экологический);

– по возрастному принципу (взрослый, семейный, детский, молодежный);

– по виду туризма (пешеходный, лыжный, водный, горный, вело, авто-мото, парусный);

– по степени организованности (организованный, неорганизованный «дикий», плановый, самодеятельный).

Туризм можно разделить на две основные группы: познавательный (экскурсионные поездки) и спортивно-оздоровительный (активно-двигательный туризм, совершенствующий и развивающий двигательные способности и т.д.).

Специфическими чертами спортивно-оздоровительной направленности туризма являются:

– возможность комплексного формирования физических и духовных качеств, способов познания себя и окружающей среды, максимального использования благотворного влияния природной среды, возможность самоутверждения как личности;




– формирование навыков здорового образа жизни;

– возможность охвата всех возрастных и социальных групп населения страны.

Основные формы и виды туристской деятельности зафиксированы в «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» от 13 июля 1992 г. № 293 [2]. В данной инструкции нашли отражение важнейшие принципы педагогики, обеспечивающие всестороннее развитие личности туриста, безопасность его занятий туризмом.

Понятия, определяющие сущность туристских терминов, даны в трудах ученых по теории и практике туризма [6]. Под термином «туристская прогулка» понимается непродолжительный по времени групповой выход активным способом передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях в целях отдыха и познания. «Туристская экскурсия» рассматривается как групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях. На наш взгляд, целесообразно уточнить эти понятия, определяющие сущность данных форм работы, относительно их применения в работе с подростками. На основе анализа научно-методической литературы и собственного опыта работы с подростками нами выявлено: экскурсии и прогулки предусматривают пребывание подростков на воздухе с целью удовлетворения потребности в движениях, повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, а также решения воспитательных и познавательных задач.



Средства спортивно-оздоровительного туризма имеют позитивное влияние на формирование здоровья детей и подростков.В настоящее время стоит задача сохранения генетической целостности и физических возможностей человека, иначе неблагоприятная среда и гиподинамия могут его уничтожить как биологический вид. Вспомним, что с момента выделения человека из животной среды его передвижение сводилось в основном к длительной ходьбе, бегу (в процессе охоты и собирательства) и переносу на себе добытой пищи.Именно благодаря ходьбе, переноске тяжестей, езде на лошади, верблюде или осле, плаванию на гребных и парусных судах человек успешно развивался как биологический вид. И лишь после промышленного переворота и появления парохода, паровоза, автомобиля, самолета, крупной промышленности, загрязняющих человеческую среду обитания, началась физическая деградация человека. И в настоящее время гиподинамия и проблемы экологии серьезно угрожают существованию человека.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: физическая реабилитация человека как биологического вида возможна через его древние двигательные технологии в экологически чистой среде, т.е. через активные туристские путешествия.

В мировой практике развитие спортивно-оздоровительного туризма как самодеятельного туристского движения представляет собой уникальное общественное явление. Феноменом этого массового самодеятельного движения является то, что при минимальной поддержке государства оно успешно может существовать в сложных экономических условиях сегодняшнего дня. Этому способствует высокая доступность, в том числе и материальная, оздоровительных видов туризма для всех категорий и возрастных групп населения, а также пригодность большой части территории Российской Федерации для туристских мероприятий [6]. В литературе накоплен обширный материал по различным аспектам использования спортивно-оздоровительного туризма в практике. Данные, накопленные в результате практического опыта, наблюдений, экспериментов, служат основой для полной и всесторонней оценки спортивно-оздоровительного туризма как одного из важнейших средств физического воспитания.



В учебной литературе (И. Е. Востоков, В. А. Квартальнов, В. И. Курилова, Ю. Н. Федотов) спортивно-оздоровительный туризм рассматривается как педагогический процесс [2, 6], направленный на:

– развитие и совершенствование биологических форм и функций организма, двигательных навыков, психофизических, морально-волевых и социальных качеств;

– формирование двигательных навыков и развитие физических качеств;

– совершенствование морфологических, функциональных, моральных и волевых проявлений человека;

– управление физическим развитием и туристской подготовкой с целью физического совершенствования человека.

В педагогической науке последних лет отмечалась особая эффективность оздоровления школьников в природной среде, ставились вопросы профессиональной ориентации и самоопределения в детско-юношеском оздоровительном туризме; говорилось о многогранности, специфичности, особенности и сложности воспитания всесторонне развитой личности ученика в познавательно-оздоровительных мероприятиях, которые проводятся в условиях природной среды.

На современном этапе спортивно-оздоровительный туризм существует как составная часть физической культуры, составляющей которой являются физическое воспитание и спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация. Об этом в своих исследованиях говорят И. Е. Востоков, Ю. Н. Федотов [6]. Они подтверждают благотворное воздействие занятий спортивно-оздоровительным туризмом на морфо-функциональное состояние детей. Использование этого вида туризма как активного средства воспитания личности позволяет позитивно влиять на формирование жизненно необходимых человеку умений и навыков, совершенствование его двигательных способностей, развитие морально-волевых и интеллектуальных качеств.

Спортивно-оздоровительный туризм – это педагогическое средство гармоничного развития подростков, реализуемое в форме отдыха и в общественно-полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие: экскурсия, прогулка, поход, экспедиция. Спортивно-оздоровительный туризм имеет огромное педагогическое воздействие на подростков.

Педагогическое воздействие спортивно-оздоровительного туризма реализуется через взаимодействие факторов, вызванных интенсивным социальным воздействием в процессе внутигрупповой совместной деятельности. Воздействие на личность участника социальных факторов активизирует личностные факторы. Новый психо-эмоциональный фон, вызванный сменой привычной обстановки, физической нагрузкой, общением и окружающей природой, осознанием необходимости своих действий, способствует эмоциональной вовлеченности участников в совместную деятельность, высокой мотивации к участию в этом виде деятельности и, в целом, повышает уровень социальной активности.

Процесс оздоровления занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом базируется на закономерных биологических обоснованиях. Прежде всего передвижение на местности пешком, лыжах, на велосипеде представляет собой высокоактивную двигательную деятельность, которая заставляет все крупные мышцы включаться в достаточно энергичную и продолжительную работу. И такая мышечная активность во время оздоровительных прогулок длится у подавляющего большинства туристов минимум 3 – 4 часа. Участие в работе значительной мышечной массы позволяет туристу выполнить большой объем нагрузки. Такое длительное и глобальное мышечное напряжение предъявляет повышенные требования к системам кислородного обеспечения организма, совершенствует прежде всего сердечно-сосудистую и дыхательную системы, требует слаженной, пропорционально скоординированной работы всех важнейших биологических функций. Оздоровительный эффект усиливается преимущественной активизацией аэробных энергетических процессов. При этом формируются физиологические основы здоровья человека, стержнем которых является базовое физическое качество – выносливость. Именно выносливость более всего отражает функциональное состояние организма, его аэробный энергопотенциал, т.е. является основным критерием общего уровня физического здоровья человека. При сравнительной оценке эффективности той или иной оздоровительной нагрузки следует исходить из общепринятой концепции физического здоровья, в соответствии с которой наиболее важным, ключевым показателем здоровья является уровень аэробных возможностей организма, служащий критерием состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, определяющий жизнеспособность, заболеваемость и продолжительность жизни. Чем выше аэробные показатели, тем лучше здоровье человека. Еще одним существенным достоинством занятий спортивно-оздоровительным туризмом является сбалансированная мышечная активность, формирующая у занимающихся морфологические соответствия в конструкции тела, гармоничное телосложение, красивую, пропорциональную фигуру и в целом привлекательный внешний вид с подчеркнуто здоровым цветом лица.

Создатель русской физиологической школы И. М. Сеченов обращал особое внимание на то, что жизнь на всех ступенях ее развития – это постоянное приспособление к условиям существования, непрекращающийся, безостановочно происходящий процесс приспособления и обеспечения жизнеспособности организма к постоянно меняющимся природным условиям жизни. Поэтому наряду с аэробной выносливостью к наиболее показательным критериям здоровья относятся адаптационные способности организма, степень его пластичности, готовность с той или иной быстротой подстраиваться под изменения внешних, в первую очередь климатических и не всегда благоприятных, особенно на пороге XXI столетия, экологических условий повседневной жизни. Любая двигательная активность в залах, в других закрытых физкультурно-спортивных сооружениях значительно уступает по эффективности двигательной активности в естественной природной среде, т.к. осуществляется в достаточно постоянных, стандартизированных, искусственно регулируемых условиях. Занятия же спортивно-оздоровительным туризмом проводятся только на открытой местности, в естественных природных условиях, которые отличаются своей неповторимостью. Даже при занятиях на площадке ограниченного размера, школьном стадионе или дворе, например, под воздействием изменяющихся погодных условий происходит совершенствование адаптационных возможностей, увеличение функциональной надежности организма, повышается степень его приспособляемости и сопротивляемости по отношению к естественным, в том числе и неблагоприятным, воздействиям изменчивой внешней среды. Зачастую природные явления возникают неожиданно, нередко в комплексе, и надо не избегать, а разумно использовать их для укрепления здоровья через совершенствование адаптационных процессов в организме.

Оздоровительный эффект занятий спортивно-оздоровительным туризмом значительно возрастает благодаря тому, что проводятся они главным образом в экологически более чистой загородной лесной или городской лесопарковой местностях, где воздух значительно меньше отравлен дыханием города. При этом создаются уникальные условия для использования целого комплекса целебных оздоровительных факторов природной среды. Прежде всего происходит насыщение организма свежим, чистым воздухом. При физической нагрузке, получаемой от нагрузки, интенсивность этих очищающих организм процессов резко повышается. Именно естественно очищенный, свежий воздух является основой здоровья, именно в нем современный человек испытывает постоянно растущий дефицит. Более того, физическая активность в лесной или лесопарковой местностях предоставляет редкую возможность возвратиться и приблизиться к живой природе, заметить и оценить ее красоту. На прогулке в постоянно обновляющемся окружении леса, парка, сквера даже долгий путь превращается в удовольствие, остро ощущается гармония души и тела. Здесь всегда интереснее, чем в стенах спортивного зала, других закрытых спортивных сооружениях. Такие общения с природой служат мощным средством снятия нервно-психических сбоев, сопровождающих стрессовые и экстремальные ситуации, которыми, к сожалению, перенасыщена наша повседневная жизнь. Особенно остро нуждается в этом подростково-юношеский возраст, который зачастую сталкивается с трагическими противоречиями между идеальными стремлениями и реально царящими на земле силами жестокости, лжи, несправедливости, безнравственности. У подростка при прохождении разных участков в походе поднимается настроение, жизненный тонус. Он отдыхает от суровой действительности, напряженного ритма повседневных будней, глубже осознает необходимость жить в гармонии и единстве с природой, оберегать ее от варварского разорения, опасного нарушения экологического равновесия земной жизни из-за техногенных загрязнений. Он острее воспринимает радость и ценность жизни, ощущает состояние душевного комфорта, расцвет человеческой личности, крайне необходимые ему вдохновение, ликующее удовлетворение, благоговение. Именно эти мгновения способствуют пробуждению потребности еще и еще раз отправляться в поход. В комплексе все это благоприятно действует на человека, затрагивая его и биологическую, и психическую, и социальную, и духовную сущность. Сбалансированные взаимоотношения человека с природой гарантируют здоровье.

Развитие спортивно-оздоровительного туризма и его все возрастающая роль как одного из средств физического воспитания и активного отдыха детей и подростков потребовали специальных научных исследований для определения его влияния на организм детей в зависимости от содержания и характера туристских мероприятий. В настоящее время значительное число научных исследований свидетельствуют о том, что спортивно-оздоровительный туризм является эффективным средством физического воспитания детей и подростков [3]. Все многообразие видов и организационных форм спортивно-оздоровительного туризма обеспечивают его доступность для широкого круга занимающихся, начиная от детей-дошкольников и заканчивая пожилыми людьми, имеющими отклонения в здоровье [1, 3, 6].

Многие педагогические коллективы приходят к осознанию необходимости более активного применения средств и форм спортивно-оздоровительного туризма, введения детей в окружающий мир, природу [1, 3, 6].

Двигательная активность учащихся нацелена прежде всего на укрепление здоровья, а затем уже на выявление спортивных дарований. Более того, здоровье и полноценное развитие подрастающего поколения по значимости намного превосходят любые спортивные достижения. В исследованиях А. Г. Нагорного, изучавшего подростков старшего возраста [4], и С. А. Сергеевой, изучившей младший подростковый возраст [5], содержатся данные об улучшении здоровья подростков, занимающихся спортивно-оздоровительным туризмом. Оба автора констатировали улучшение самочувствия занимающихся, увеличение ЖЕЛ, уменьшение частоты дыхания и увеличение становой силы. Анализ данных исходного и повторного обследований вышеназванных авторов показал, что после многодневных туристских походов ЖЕЛ увеличилась у юношей на 100 мм, а у девушек – на 120 мм. Материалы медико-педагогического обследования показали, что пешие походы при соблюдении норм нагрузки оказывают благотворное влияние на состояние здоровья юношей и девушек и способствуют их физическому развитию.

Итак, туристскую деятельность можно отнести к традиционным в педагогической практике нашей страны методам воспитания, обучения и оздоровления детей и подростков. Спортивно-оздоровительный туризм имеет комплексный характер воздействия на личность и коллектив. Это выражается в повышении духовного и физического потенциала занимающихся, уровня знаний и умений, удовлетворении потребностей детей в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой и т.д. В своей работе А. Г. Нагорный подчеркивает, что туристская деятельность универсальна по содержанию и доступна по формам организации практически в каждой школе и во внешкольных учреждениях дополнительного образования [4].

Ю. Н. Федотов и И. Е. Востоков убеждают, что туризм с его активными способами передвижения представляет собой особый вид деятельности. В процессе занятий спортивно-оздоровительным туризмом происходит понимание важности систематических занятий физической культурой для повышения работоспособности и укрепления своего здоровья. Благодаря занятиям спортивно-оздоровительным туризмом, укрепляется и закаляется организм туриста, улучшается деятельность его сердечно-сосудистой системы, повышается сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды, укрепляется нервная система. Формируется привычка к регулярным занятиям физической культурой и соблюдению санитарно-гигиенических требований; отрицательное отношение к вредным привычкам: курению, алкоголю, наркомании [6].

В. А. Квартальнов, Ю. С. Константинов считают, что важнейшими задачами спортивно-оздоровительного туризма являются воспитание и развитие определенных сторон интеллектуальной, морально-волевой, эмоциональной сферы [2, 3].

Спортивно-оздоровительный туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей, средство познания красоты природы. В туристском походе вырабатывается умение преодолевать трудности. Эти трудности лишь в редких случаях можно преодолеть в одиночку. Как правило, только усилия всей группы дают результат. Туристы учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие спортивно-оздоровительным туризмом вырабатывает у подростка сознательную дисциплину, настойчивость, самодеятельность, инициативу, трудолюбие, взаимопомощь и, особенно применительно к данному возрасту, стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Кроме того, Г. С. Квартальнов, Ю. С. Константинов считают, что спортивно-оздоровительный туризм решает такую актуальную педагогическую задачу, как формирование психосоциальной компетентности подростков [2, 3]. Во время туристских слетов, соревнований и походов формируется способность соответствовать требованиям и изменениям повседневной жизни, адекватно взаимодействовать с окружающими людьми в различных, в том числе и экстремальных, ситуациях и сохранять высокий уровень мыслительной деятельности. Вся деятельность в туризме протекает в постоянно меняющихся условиях природной среды. В спортивно-оздоровительных туристских походах оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, приобретенные на уроках географии, биологии, математики, астрономии. Разнообразность и сложность действий в туристском походе предъявляют высокие требования к развитию выносливости, быстроты, силы, ловкости, повышают требования к сенсорным системам и требуют выдержки, решительности и смелости. По мнению Ю. Н. Федотова, И. Е. Востокова, рекреационная функция спортивно-оздоровительного туризма заключается в восстановлении физических и психических сил человека. При этом основными задачами являются: укрепление здоровья и предупреждение заболеваний, содействие всестороннему развитию человека и гармоничное физическое развитие, поддержание высокой работоспособности, обеспечение полноценного отдыха людей разного возраста и профессий, достижение активного творческого долголетия [139].

Ю. Н. Федотов [6] выявил решающее влияние занятий рекреационным туризмом на уровень двигательной деятельности. Он определил перспективные пути повышения оздоровительно-восстановительной эффективности посредством различных видов занятий в рамках рекреативного туризма. Было выявлено, что для обеспечения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо отдавать предпочтение ближнему туризму (в районе постоянного проживания).

Систематизируя различные варианты двигательной деятельности в спортивно-оздоровительном туризме, И. Е. Востоков, Ю. Н. Федотов выделили два его направления: активный отдых и оздоровительная тренировка [6].

Из вышеизложенного вытекает вывод, что спортивно-оздоровительный туризм благодаря своему характеру, большому образовательно-воспитательному потенциалу, значительным возможностям формирования положительных эмоций, удовлетворения стремления подростков к передвижению, романтике, риску является одним из оптимальных средств формирования у них ценностной ориентации на здоровый образ жизни, поэтому поиск оптимальных путей организации деятельности подростков в условиях окружающей среды средствами спортивно-оздоровительного туризма в целях формирования у них ценностной ориентации на здоровый образ жизни представляет исключительно актуальную задачу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игнатьев, М. А. Организационно-нормативные основы туризма : учебно-методическое пособие для студентов ФФК / М. А. Игнатьев, А. М. Игнатьев – Чебоксары : ГОУ ВПО ЧГПУ, 2007. – 128 с.

2. Квартальнов, В. А. Педагогика и туризм : учебник для вузов туристского профиля / В. А. Квартальнов. – М. : Советский спорт, 2000. – 334 с.

3. Константинов, Ю. С. Детско-юношеский туризм. Уч. метод. пособие / Ю. С. Константинов – М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 600 с.

4. Нагорный, А. Г. Экспериментальное исследование ходьбы с грузом и норм в туристских походах старшеклассников : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / А. Г. Нагорный. – М., 1998. – 16 с.

5. Сергеева, С. А. Туризм как эффективное средство физического и нравственного воспитания школьников : дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / С. А. Сергеева. – М., 1996. – 185 с.

6. Федотов, Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм : учебник / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. – М. : Советский спорт, 2003. – 364 с.







Сейчас читают про: