И здорового образа жизни

Гуськова Н. Н., Кодинцев Ю. Н., Русяева А. А., Лобанов М. Н.

Пермский государственный национально-исследовательский университет,

Пермь, Россия

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого из нас, и мы не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает, что человек с вредными привычками, гиподинамией, перееданием ведет неправильный образ жизни и к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Но какой бы совершенной не была медицина, она не в силах избавить нас от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья, которое надо беречь. С ранних лет необходимо закаливать свой организм, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены – одним словом вести правильный образ жизни и добиваться подлинной гармонии здоровья.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это такой образ жизни, который основан на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий, и в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Основным звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, потребление алкоголя и наркотических веществ). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, снижают работоспособность, резко сокращают продолжительность жизни, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Многие люди начинают свое оздоровление уже с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, бронхов и легких. По мнению специалистов, уже через 5-9 минут после выкуривания одной сигареты мускульная сила снижается на 15% (спортсмены знают это по опыту, поэтому среди них очень мало курящих). Также курение тормозит умственную деятельность. Эксперимент показал, что из-за курения снижается точность выполнения теста и восприятие материала. Курильщик отравляет не только себя, но и окружающих. Около половины вредных веществ достается тем, кто находится в непосредственной близости от курящего человека. Не случайно, что в семьях, где взрослые курят, дети чаще болеют респираторными заболеваниями, нежели в семьях, где не курят. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, глотки, гортани, бронхов и легких, что приводит к раковым заболеваниям. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению организма. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают внешность курильщика желтоватой, придают ей старческий вид, а изменение слизистых оболочек дыхательных путей делают его голос хриплым, снижают звонкость и тембр.

Действие никотина особо опасно в юности и старческом возрасте, т.к. даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особо вредно курение для женщин, ждущих ребенка. Это может привести к рождению недоношенных детей, детей с ослабленным здоровьем, с низким весом, также повышает смертность детей в первые годы жизни.

У курящих людей уменьшаются силовые показатели. Курение отражается на здоровье органов дыхания (нарушается эластичность легочной ткани, развивается эмфизема легких и т.д.), на здоровье сердечно-сосудистой системы (увеличивается суммарная работа сердца в сутки, ограничивается поступление кислорода в клетки, ткани, органы, повышаются показатели артериального давления и т.д.), приводит к нарушению в деятельности эндокринных желез, печени, поджелудочной железы, к ухудшению пищеварения, что ведет к нарушению обменных процессов, повреждению слизистой оболочки желудка и может вызвать появление гастрита, язвы и раковых заболеваний.

Алкоголь относится к группе веществ наркотического действия. Частое потребление алкоголя (особенно некачественного) на протяжении длительного времени негативно влияет на сердечно-сосудистую систему (изнашивание сердечных мышц, вялость их сокращений), на кровеносные сосуды (повышение их проницаемости, снижение эластичности, повышение свертываемости крови, что может послужить причиной возникновения инфаркта миокарда), на органы пищеварения (раздражение органов, что провоцирует появление гастритов, язв, опухолей), также угнетает функции эндокринной системы, снижает иммунитет, нарушает обмен веществ и т.д.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.

Алкоголизм (как ни одно другое заболевание) обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести ухудшение общих показателей здоровья населения.

Употребление наркотических веществ также относится к числу наиболее вредных привычек. Наркотические вещества различаются по характеру и степени своего воздействия на организм и психику, но общим для них является быстрое привыкание и потребность поэтапного перехода от меньшей к большей дозы. Человек, систематически употребляющий наркотические вещества, считается для общества полностью потерянным и обреченным на малую продолжительность жизни.

Самым продуктивным фактором, который может поддержать здоровье студентов вузов, является посещение занятий физической культуры. Занятия спортом способны снять умственное утомление и повысить работоспособность студента. Кроме того, студентам необходимо хотя бы частично избавиться от вредных привычек. Курение, употребление алкоголя, наркотических веществ, «веселящего газа» негативно отражаются на здоровье человека и несовместимы с регулярными занятиями физической культурой и спортом.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С КУБИКАМИ «Lego»® НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КИСТИ РУК УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Зыбин Ю. В., Калюжин В. Г., Попова Г. В.

Белорусский государственный университет физической культуры,

Минск, Республика Беларусь

Отклонения в развитии (нарушения интеллекта, речи, сенсорной, двигательной, психической сфер) приводят к ограничению коммуникативных возможностей человека, а вследствие этого к возникновению значительных проблем в процессе социализации. Формирующейся личности грозит «выпадение» из социального и культурно обусловленного пространства, что нарушает связь с социумом, культурой как источником развития [10]. Нарушение интеллекта может сопровождаться расстройством не только моторики и координации движений, но и речевой функции, что ограничивает познавательную и коммуникативную деятельность инвалидов [1].

Координация движений пальцев рук находится в тесной взаимосвязи со степенью созревания центральной нервной системы, с уровнем развития умственных способностей [8]. Многие исследователи обращают внимание на необходимость и педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей в комплексе коррекционно-развивающих мероприятий [4]

Оказалось, что даже наши предки воспитывали своих наследников по такой же методике. Наши прапрадеды снабжали детей маленькими копиями орудий труда и упражняли детские руки в разных видах деятельности. Происходило это обязательно в том возрасте, когда подражательность у малышей еще не угасала и любая взрослая деятельность представлялась самой привлекательной. Дети наслаждались и работой, и общением с родителями, и оценкой труда – непременно поощрительно-высокой. К сожалению, идеи о важности «ручного» интеллекта современными родителями не всегда разделяются. Устарели эти идеи вместе с ручным производством [7].

Актуальность проблемы и ее социальная значимость обусловили цель исследования: определить эффективность влияния программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по адаптивной физической культуре на уровень развития тактильно-кинестетической способности кисти рук у детей с умственной отсталостью.

Исследование проводилось в ДДУ «Усмешка» № 69 г.Бобруйска, где была внедрена программа, состоящая из 15 занятий, направленных на коррекцию и развитие мелкой моторики у детей 5–6 лет с легкой степенью умственной отсталостью.

Под наблюдением находились дети с легкой степенью умственной отсталости в возрасте 5–6 лет. В состав контрольной группы вошло 9 детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени, которые занимались физической культурой в соответствии с программой, предусмотренной ДДУ, по 35 минут 3 раза в неделю.

В состав экспериментальной группы вошло 8 детей с легкой степенью умственной отсталости. Работа по развитию кистей рук с детьми экспериментальной группы проводилась систематически в качестве индивидуальных занятий по 20–25 минут 3 раза в неделю в детском саду и ежедневно дома с родителями (в качестве домашнего задания). На занятии выполнялся массаж кистей и пальцев по 3–4 минуты и гимнастика в пассивной и активной форме.

Каждое занятие представляло собой комплекс упражнений, способствующих интеграции деятельности полушарий головного мозга, развитию мелкой моторики и координации движений рук, внимания, памяти, логического мышления и речи ребенка. На занятиях отмечалось повышение положительного эмоционального настроения, интерес, активность детей при выполнении предложенных упражнений.

Для оценки степени развития мелкой моторики до начала, в процессе проведения и в конце выполнения разработанной нами программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий у детей с умственной отсталостью мы применяли следующие тесты:

1. Тест «РАЗНЫЕ КУБИКИ».

Для определения уровня развития тактильно-кинестетической способности рук нами использовался модифицированный тест, (оригинал предложен Л.Г.Харитоновой [9]). Данная методика позволяет косвенно оценить комплексную деятельность различных сенсорных систем организма: тактильной, двигательной, зрительной, слуховой.

Тест Харитоновой: в ограниченном пространстве (коробка размером 15–19 см.) рассматриваются фишки различного размера – крупные 20мм, средние 15 мм, мелкие 5 мм. Используются по 10 фишек каждого диаметра. После команды «начали» испытуемый, начиная с фишек крупного диаметра, должен положить их по одной в коробочку, стоящую рядом. То же сделать со всеми фишками этого же диаметра. После фиксации времени пересыпать фишки этого диаметра обратно. Затем задание также выполняется с фишками других диаметров. Фиксируется время перекладывания фишек каждого диаметра и количество ошибок (фишек не того диаметра).

Опираясь на тест, предложенный Л. Г. Харитоновой, мы изменили некоторые условия его проведения [2]: заменили фишки на кубики «Lego®» (крупные – длина ребра 25–30 мм, средние 15–20 мм, мелкие 10–15 мм). Кубики «Lego®», в отличие от плоских фишек, имеют более выраженную трехмерную форму, что позволяет ребенку с нарушением тактильно-кинестетической способности пальцев рук легче удерживать их пальцами, а исследователю производить более глубокую дифференциальную оценку как мелкой моторики рук ребенка, так и его умственных способностей при наличии или отсутствии ошибок.

Применение модифицированного нами теста с использованием кубиков было обосновано введением пробного сравнительного тестирования, которое было проведено с детьми с легкой умственной отсталостью 5–6 лет до начала проведения программы индивидуальных занятий по коррекции и развитию мелкой моторики.Сравнительное тестирование состояло из проведения оригинала теста, предложенного Л. Г. Харитоновой, и модифицированного нами теста «Разные кубики». По результатам проведенного тестирования было выявлена разница в результатах по проведенным тестам.

Стандартная ошибка средней арифметической по результатам теста, предложенного Л.Г. Харитоновой, оказалась значительно выше, чем по результатам модифицированного нами теста.

2. Тест «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КУБИКИ».

Вторая наша модификация теста Л. Г. Харитоновой заключалась в том, что использовались кубики одинакового размера, но трех разных цветов (красный, желтый, зеленый) [3].

Описание теста: в ограниченном пространстве (коробка размером 15–19 см) размещаются кубики трех разных цветов – красный, желтый, зеленый. Используются по 10 кубиков каждого цвета. После команды «начали» испытуемый, начиная с кубиков красного цвета, должен положить их по одному в коробочку, стоящую рядом. После фиксации времени пересыпать кубики данного цвета обратно. Затем задание выполняется с кубиками других цветов. Фиксируется время перекладывания кубиков каждого цвета и количество ошибок (кубиков не того цвета).

С помощью теста «Разноцветные кубики», кроме оценки мелкой моторики, можно оценить способность дифференцирования кубиков по цвету. Результаты проведения теста в экспериментальной и контрольной группах приведены в таблицах 1–2.

Таблица 1 – Показатели времени сбора кубиков разного цвета в экспериментальной группе до и после проведения программы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по развитию мелкой моторики

Показатель до после Р Снижение, %
Зеленые кубики (с) 35.0±2.53 22.2±0.65 <0.01 36.6
Желтые кубики (с) 32.3±2.62 22.2±0.83 <0.01 35.5
Красные кубики (с) 34.4±1.87 22.3±0.71 <0.01 35.1
Ошибки (кол-во) 4.6±0.80 2.2±0.54 <0.05 52.2

Представленные в таблице 1 результаты показывают, что время сбора кубиков разного цвета у детей экспериментальной группы было достоверно меньше после проведения предложенной нами корригирующей программы, чем до ее начала. Достоверно значимо сократилось время, затраченное на сбор кубиков красного, желтого, зеленого цветов детьми экспериментальной группы (р<0,01). При этом также достоверно сократилось количество ошибок, допускавшихся детьми экспериментальной группы наблюдения при сборе кубиков разного цвета в результате проведения нашей корригирующей программы ( р<0,05 ).

Таблица 2 – Показатели времени сбора кубиков разного цвета в контрольной группе до и после проведения занятий по стандартной программе

Показатель до после Р Снижение, %
Зеленые кубики (с) 35.3±2.69 29.1±1.78 >0.05 17.5
Желтые кубики (с) 33.4±2.74 29.8±2.50 >0.05 10.8
Красные кубики (с) 34.6±3.15 30.1±2.66 >0.05 13.0
Ошибки (кол-во) 5.1±0.72 4.2±0.86 >0.05 17.6

Из показателей времени сбора кубиков разного цвета у детей контрольной группы до и после проведения программы по коррекции и развитию мелкой моторики, представленных в таблице 2, следует, что время сбора кубиков разного цвета и количество ошибок, допущенных при их сборке, достоверно не изменилось.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, разработанная нами программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с использованием массажа рук, пальчиковой гимнастики оказала положительное влияние на развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью. Показатели развития мелкой моторики уже за достаточно небольшой период значительно улучшились.

Литература

1. Дмитриев, А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А. А. Дмитриев // учебное пособие. – М.: Советский спорт, 1991. – 168 с.

2. Калюжин, В. Г. Применение в адаптивной физической культуре сенсорно-моторного развития для детей с легкой степенью умственной отсталости / В.Г.Калюжин, М.А.Вашкевич // Адаптационные механизмы регуляции функций организма при мышечной деятельности (научно-педагогич. школа А.А.Семкина): материалы Междунар. науч.-практич. конф., Минск, 16 апр. 2008 г.; Бел. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: М. Е.Кобринский (гл.ред.) [и др.]. – Минск, 2008. – С. 82-85.

3. Калюжин, В. Г. Применение в АФК индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики у детей с легкой степенью умственной отсталостью. / В.Г.Калюжин. // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: материалы XI Междунар. научн. сессии по итогам НИР за 2009 год, Минск, 15–16 апр. 2010 г.; [редкол. М. Е. Кобринский и др.]. – Минск: БГУФК, 2010. – С. 260-262.

4. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций ребенка (роль двигательного анализатора в формировании ВНД ребенка) / М. М. Кольцова. – М., Медицина,1973. – 143 с.

5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанов [и др.]; [под общ. ред. Б. П. Пузанова]. — 3-е изд., доп. – М.: Академия, 2001. – 160 с.

6. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие / Н. Л. Литош. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.

7. Любина, Г. А. Рука развивает мозг: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования / Г. А. Любина, О. В. Желонкина. – Минск: Зорны верасень, 2006. – 104 с.

8. Хакимова, Л. Х. Уровень развития мелкой моторики у школьников 9–10 лет здоровых и с задержкой психического развития / Л. Х. Хакимова, Л. Г. Харитонова, Л. А. Суянгулова // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири: материалы междунар. науч.-практич. конф. молод. учен. и студ. – Омск: СибГАФК, 1999. – С. 132.

9. Харитонова, Л.Г. Программа развития мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста: Методические рекомендации / Л. Г. Харитонова, Л. А. Суягулова, Л. В. Харченко. – Омск: СибГАФК, 1996. – 35 с.

10. Шапкова, Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры / Л. В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: