И «Здоровый образ жизни»

Карасева М. А.

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

Чебоксары, Россия

Для решения научных и практических вопросов формирования здорового образа жизни большое значе­ние имеет определение самого понятия «здоровье» [2].

Понятие «здоровье», его философско-методологическая и социальная интерпретация содержания остается все еще во многом неясной и трудной для понимания. И. И. Брехман [2] и Ю. П. Лисицын [12] отмечают, что значение имеет современное определение самого здоровья. Эти авторы считают, что здоровье одна из сложных проблем современной науки и характеризуется как:

- благополучие физическое, психическое и эмоциональное;

- количественные и качественные резервы;

- адаптация;

- ценность;

- потребность;

- целостное функциональное состояние.

Известный отечественный медик И. В. Давыдовский определяет здоровье как полноту приспособления, а болезнь - как его нарушение. Академик В. П. Казначеев рассматривает «здоровье индивида как процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [14, 8].

Очевидно, что традиционные подходы к определению здоровья декларативны, они часто определяют, каким оно должно быть, а не то, чем на самом деле является здоровье. Для понимания этой дефиниции исследователи выделяют следующие основания:

• здоровье - это способность к самосохранению и увеличению жизнен­ных сил человека, а также способность улучшать возможности, свойства и способности своего организма;

• здоровье - это способность противостоять повреждениям, болезням и другим формам деградации, оно находится в зависимости от здоровья окружающих людей;

• здоровье - область человеческой культуры и способность производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а также культурные, духовные и материальные ценности;

• здоровье - это результат собственной деятельности и способность увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;

• здоровье - это способность созидать адекватное самосознание, морально-этическое отношение к себе, своему окружению и будущим поколениям через систему воспитательно-образовательных учреждений;

• здоровье - это уровень адаптационных возможностей организма и способность приспосабливаться к среде обитания, к своим возможностям, сохраняя для себя искусственную и естественную среду обитания [10].

Для оценки здоровья детей и подростков используются четыре критерия: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; уровень функционирования основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности.

Здоровье - это не только статическое состояние, но и динамический процесс. На практике различают понятия «статическое здоровье» (СЗ) и «динамическое здоровье» (ДЗ). СЗ - это определенное состояние организма в период относительного мышечного покоя вне пищевых, питательных, нервных и других нагрузок. ДЗ - это состояние организма, определяемое количественно путем исследования его функций до и после дозированных нагрузок (физических, пищевых, нервных, дыхательных и других) [14, 9].

Многочисленные научные исследования О. А. Абдуллиной, П. К. Анохина, В. К. Бальсевича, Н. X Жалимханова, А. Г. Комкова, Ю. П. Копылова, Л. Б. Кофман, В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, В. Г. Мишиева, В. К. Пельменева, В. К. Спирина, А. Г. Щедриной, а также результаты Всероссийской диспансеризации детей указывают на стойкое снижение показателей состояния их здоровья. На сегодняшний день, по утверждению П. А. Виноградова, А. П. Душанина, около 63% учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье [4]. Э. Г.Булич указывает, что количество детей, имеющих функциональные нару­шения, возросло на 35%, с хронической патологией - на 38%, число нарушений психического здоровья увеличилось на 20% [3]. Научные исследования Ф. Р. Зотовой свидетельствуют о наличии в школах 80% хронически больных детей [8].

Доля здоровых детей, по данным П. А. Виноградова [4], к концу обучения в школе не превышает 20-25%. По показаниям ряда исследователей, к фактически здоровым относятся всего 5% детей. Наметившаяся негативная тенденция продолжает сохраняться.

Так, в Чувашской Республике за последние 10 лет распространенность всех заболеваний у детей от рождения до 14 лет увеличилась на 34,3%, а среди подростков 15-17 лет - в 1,7 раза. Отмечается рост количества детей с дефицитом массы тела и отклонениями в психике [15]. Как следует из статотчетов за 2008, 2009 годы Новочебоксарского городского центра Госсанэпиднадзора, состояние здоровья школьников г. Новочебоксарска соответствует тому уровню, какой анализируется в письме N70-M от 04.09.95 Министерства образования Российской Федерации, а также в письме N13-16/05 от 03.03.94 Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

Индекс здоровья детей в Новочебоксарске в 2006 году составил 22,2, то есть только 22 ребенка из 100 не болели в году. В 2009 году индекс здоровья составил 24,7. Процент детей, состоявших на диспансерном учете в 2008 году, составил 38,2%, в 2009 году - 39,9% школьников из 100 обследованных являлись хроническими больными. Результаты обследования школьников города были проведены медицинскими работниками в 2006, 2008,2009 годах. Приведем полученные данные.

Таблица 1 - Результаты медицинского обследования 917 учащихся школ города Новочебоксарска (по данным городского управления образованием)

Виды заболеваний 2006 г. 2007 г. 2008г. 2009 г.
Понижение зрения 15,3 15,2 14,7 10,7
Нарушение осанки 6,5 9,6 9,6 13,8
Заболевание желудочно-кишечного тракта 2,3 3,6 3,9 4,3
Заболевание органов дыхания 1,8 2,9 3,2 2,5
Психические заболевания 1,5 1,4 1,6  
    (705) (820)  

Результаты изучения показали, что стабильным остается процент детей, стоящих на диспансерном учете, с понижением зрения, резко увеличивается процент детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата, заболеванием центральной нервной системы, в два раза возрос процент детей с заболеванием мочеполовой системы.

На состояние здоровья школьников пагубно влияют:

1) информационные перегрузки, которые испытывают учащиеся вследствие высокой учебной нагрузки;

2) несовершенство организации учебной деятельности;

3) недостаточная двигательная активность;

4) авторитарно-репродуктивная система обучения;

5) низкий уровень компетентности учителей-предметников в решении оздоровительных задач, в проблемах воспитания культуры здоровья;

6) отсутствие в системе образования концепции и идеологии здоровья учащихся;

7) низкий уровень культуры здоровья школьников;

8) отсутствие системы формирования здорового образа жизни в учебных заведениях;

9) употребление наркотических, токсических веществ и алкогольных напитков школьниками;

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни объединяет все, способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Образ жизни - категория ценностная, так как человек осознанно, а не бессознательно стремится к определенному стилю жизнедеятельности, который соответствует его желаниям и потребностям.

Здоровый образ жизни - это мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервов организма, оптимальному выполнению личностью социально-профессиональных функций [13].

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

- режим труда, отдыха, питания;

- двигательную активность;

- личную гигиену;

- профилактику вредных привычек;

- закаливание;

- учет неблагоприятных воздействий внешней среды;

- культуру межличностного общения и т.д.

Сохранение и укрепление здоровья - важное условие высокого уровня физического и психического здоровья человека, его высокой работоспособности и активности, что является одной из важнейших государственных задач.

Под образом жизни мы понимаем поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни - это своего рода система взглядов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели, которая складывается в процессе жизни у человека под влиянием различных факторов.

Нами составлена программа формирования здорового образа жизни младших школьников, которая успешно реализуется в СОШ № 8 г. Новочебоксарска. Организатором формирования здорового образа жизни выступает весь педагогический коллектив школы.

Литература

1. Березин И. П. Школа здоровья / И. П. Березин, Ю. В. Дергачев. – М.: Моск. рабочий, 1989. – 219 с.

2. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье /И.И. Брехман. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 206 с.

3. Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных группах: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / Э. Г. Булич. – М.: Высшая школа, 1986. – 255 с.

4. Виноградов П. А. Основы ФК и ЗОЖ /П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. – М.: Советский спорт, 1996. – 592 с.

5. Васильева О. С. Психология здоровья человека. Эталоны, представления, установки: учеб. пособие для вузов по направлению и спец. «Психология». / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – М.: Academia, 2001. – 344с.

6. Егоров Е.И. Бег и здоровье / Е.И. Егоров. – Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1989. – 76 с.

7. Егоров О. Школа здорового образа жизни / О. Егоров // Учитель. – 2001. - № 4 – С.61-63.

8. Зотова Ф. Р. Валеологическая подготовленность учителей и учащихся современной школы (по данным социологического опроса) / Ф. Р. Зотова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. - № 3. – С. 41-45.

9. Зотова Ф. Р. Здоровьесбережение школьников в процессе обучения: проблемы и пути решения / Ф.Р. Зотова. – Набережные Челны: РИО Кам. ИФК, 2005. – 164 с.

10. Зайцев Г. Отмечаем Всемирный День Здоровья: модели валеол. уроков / Г. Зайцев // Директор школы. – 2003. - № 2 – С.83-91.

11. Кочетов А. И. Организация самовоспитания школьников / А. И. Кочетов. – Минск: нар. асвета, 1990. – 175 с.

12. Лисицын Ю. П. Когда привычка приводит к болезни / Ю. П. Лисицын, О. С. Радбиль, Ю. М. Комаров. – М.: Знание, 1986. – 48 с.

13. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для вузов / В. В. Марков. – М.: Академия, 2001. – 319 с.

14. Физическая культура: учеб. пособие для подготовки к экзаменам // В. Ю. Волков, В. И. Загоруйко. – СПб.: Питер, 2004 – 222 с.

15. Филиппова И. В. Комплексная оценка функционального состояния организма школьников с учетом возраста и особенностей учебной нагрузки: дис. … канд. пед. наук /И. В. Филиппова. – Чебоксары, 2005. – 159 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: