Расположение (компоновка) помещений заданных размеров и форм в одном комплексе, подчинённое функциональным, техническим, архитектурно-художественным и экономическим требованиям, называется объёмно-планировочным решением здания (ОПР).
Помещения по способу их связи между собой могут быть непроходными (изолированными) или проходными (неизолированными). Непроходные помещения сообщаются между собой с помощью коммуникационных помещений: коридора, лестничной клетки и др.
- Коридорная система планировки – система расположения помещений в плане здания, соединённых коридором.
- Анфиладная система – если помещения соединяются друг с другом непосредственно через проёмы в стенах или перегородках.
- Зальная система – предусматривает одно главное помещение здания, определяющее его функциональное назначение, вокруг которого группируются остальные необходимые помещения.
- Смешанная система – для зданий, объединяющих помещения с различными функциональными процессами (главные и подсобные).
- Секционная система (для жилых домов) – система квартир, объединённых одной лестничной клеткой.
Приёмы объёмно-планировочных решений:
- Компоновка помещений должна, прежде всего, отвечать функциональному процессу, т.е. его последовательности. Форма плана и здания в целом определяется особенностями функционального процесса.
- Для правильного расположения помещений в здании целесообразно предварительно составить функциональную или технологическую схему.
- Требованиям удобства отвечает наиболее компактное размещение помещений с кратчайшими путями движения людей и средств транспорта, без взаимных их пересечений и встречного движения. Чем короче пути движения и меньше по площади коммуникационные помещения, тем меньше объём здания и ниже его стоимость. Пересечение людских потоков с грузовыми недопустимо как по технологическим условиям, так и по условиям безопасности.
- Объёмное решение здания, являющееся основой архитектурной композиции здания, определяется его формой в плане, а также количеством этажей и формой покрытия. Этажность здания зависит от его назначения, экономического соображения, градостроительных требований и природных и климатических данных строительной площадки. Этажность здания зависит от этажности соседних построек, от архитектурного единства застройки.
- Здания при различном назначении могут иметь однотипные отдельные помещения и их группы – архитектурно планировочные узлы (главный вход в здание, лестничная клетка, транспортные узлы, санитарные узлы и.т.д).
- Зонирование помещений также имеет влияние на компоновку здания в целом (Например, для жилых домов компоновка помещений по обеспечению их водопроводом, канализацией – в мокрую зону; спальных помещений и кабинетов – в тихую зону; гостиных, детских, игровых, столовых – в шумную зону).
Вывод: компоновка ОПР здания в целом зависит от функциональных, архитектурно-художественных и экономических требований.
Приёмы конструктивных решений (КР):
КР так же как и ОПР должно быть функционально и технически целесообразным, а также должно отвечать всем требованиям прочности, устойчивости, долговечности, пожарной безопасности и благоустройства. КР влияет на внешний вид здания, его интерьеры и, следовательно, является важнейшим фактором, определяющим архитектурную выразительность здания.
Конструктивные элементы, из которых состоит остов здания, размещаются в строго определённом порядке, образуя конструктивную систему, способную воспринимать все внешние силовые воздействия и передавать их на основание здания. Конструктивную систему не следует смешивать с конструктивной схемой здания, в которой может сочетаться несколько конструктивных систем разного вида. Конструктивные системы различаются по форме, устройству и характеру работы, т.е. по способу распределения и передачи усилий, возникающих от внешних воздействий.
Каркасная |
Бескаркасная |
рис.4
Объёмно-блочная (столбчатая) |
Ствольная |
Рис.5
-6-
Оболочковая |
- несущие наружные стены. |
- ненесущие наружные стены. |
- внутренние стены |
- несущий объёмный блок. |
рис.6
Соответственно видам вертикальных несущих конструкций различают пять основных конструктивных систем зданий: каркасную, бескаркасную (стеновую), объёмно-блочную, ствольную и оболочковую.
Выбор вертикальных несущих конструкций, характера распределения горизонтальных нагрузок и воздействий между ними – один из основных вопросов при компоновке конструктивной системы. Он также оказывает влияние на планировочное решение, архитектурную композицию и экономичность проекта.
Каркасная система с пространственным рамным каркасом применяется преимущественно в строительстве многоэтажных сейсмостойких зданиях (в 9 и более этажей), а также в обычных условиях строительства при наличии соответствующей производственной базы. Каркасная система – основная в строительстве общественных и промышленных зданий. В жилищном строительстве объём её применения ограничен по экономическим соображениям.
Бескаркасная система – самая распространённая в жилищном строительстве, её используют в зданиях различных планировочных типов высотой от одного до 30 этажей.
Объёмно-блочная система зданий в виде группы отдельных несущих столбов из установленных друг на друга объёмных блоков применяется для жилых домов высотой до 12 этажей в обычных и сложных грунтовых условиях. Столбы объединяют друг с другом гибкими или жёсткими связями.
Ствольную систему применяют в зданиях высотой более 16 этажей. Наиболее целесообразно применение ствольной системы для компактной в плане многоэтажных зданий, особенно в сейсмостойком строительстве, а также в условиях неравномерных деформаций основания (на просадочных грунтах, над горными выработками и т.п.).
Оболочковую систему применяют для одноэтажных зданий больших площадей, перекрываемых большепролётными покрытиями (залы различного назначения).
С неполным каркасом |
С неполным каркасом |
Каркасно-диафрагмовая |
рис.7
-7-
Каркасно-стволовая |
Каркасно-блочная |
рис.8
Блочно-стеновая |
Ствольно-стеновая |
Оболочково-стволовая |
Каркасно-оболочковая |
рис.9
Приёмы компоновки архитектурно-композиционных решений:
Художественная выразительность здания достигается при помощи архитектурной композиции (композиция – от лат. сочетание, составление).
Процесс создания композиции:
· разработка ОПР
· разработка конструктивного решения
· решение интерьеров и внешнего облика здания
· создание композиционного единства, т.е. установление взаимосвязи между:
- внешним обликом и интерьером (внутренним пространством)
- внешним обликом здания и окружающей средой
Т.О. архитектурной композиции здания в целом включает
в себя композицию (сочетание) всех его слагающих элементов: внешних объёмов и внутреннего пространства, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания и его деталей.
Архитектурная композиция считается удачной, когда видимые части здания, его детали, отдельные объёмы гармоничны, т.е. соразмерно, согласованно сочетаются между собой, образуя в художественном отношении единое целое.
Основные компоненты архитектурной композиции:
Объёмно-пространственная структура здания состоит из:
- внутреннего пространства
- внешнего объёма
Архитектурная композиция внутренних помещений и внешнего облика здания всегда пространственна. Внутреннее пространство и внешний объём тесно связаны между собой, т.к. последний зависит от размеров и формы внутреннего пространства.
Композиции внешних объёмов подразделяются на три группы:
1. простые – состоящие из одного объёма
2. сложные – состоящие из двух и более различных объёмов, непосредственно примыкающих друг к другу или связанных соединительными элементами.
3. комплексные – состоящие из нескольких отдельных зданий, связанных в единый архитектурный комплекс.
Главный для здания функциональный процесс организуется в помещениях, объединённых в одном объёме, подсобные процессы – в других объёмах, имеющих по отношению к главному соподчинённое значение.
Принцип соподчинённости частей здания – один из основных факторов, позволяющих достигнуть единства объёмной композиции.
Теоретические приёмы построения композиций:
1.центрическая композиция предполагает наличие центрального объёма, около которого группируются одинаковые по размеру соподчинённые объёмы. Центрическая композиция не имеет главного фасада и может восприниматься со всех сторон (цирк, крытый рынок).
2.фронтальная – композиция, объёмы которой развиты в одном направлении (А). Если главный фасад имеет выраженную композиционную ось, тогда композиция называется фронтально-осевой (Б).
А)
Б) |
Кинотеатр. Фронтальная симметрия |
Ось композиции выражена |
Жилой дом. Ось симметрии не выражена – много осевое членение |
рис.11
3. глубинная композиция развита в направлении перпендикулярном к фронту здания. Такие композиции характерны для зданий с продольно осевым построением внутренних пространств (напр. театров).
Рис.12
Часто применяется сочетание различных композиционных приёмов (высотные с центрическими, глубинные с фронтальными.
Соотношение основных размеров здания по вертикали или горизонтали определяет высотный или горизонтально-протяжённый характер композиции. В высотных композициях вертикальный размер преобладает над горизонтальным.
4.свободная композиция – не подчинена строгим геометрическим закономерностям. Различные между собой объёмы (по размерам и формам) сочетаются между собой, следуя наиболее удобной функциональной связи между помещениями.
5. особый вид сложных объёмных композиций представляют композиции комплексов зданий, в которых в качестве компонентов выступают не отдельные слагающие здание объёмы, а сами здания. Специфика закономерностей их построения составляет один из разделов градостроительства – теории и практики застройки городов.
Композиционные средства относятся к теоретическим положениям построения архитектурной композиции и предназначены для достижения выразительности объёмно-пространственного решения здания.
Симметрия – это закономерное расположение одинаковых архитектурных форм и объёмов относительно оси или плоскости, проходящей через центр композиции. Симметрия бывает центрической – относящейся ко всему объёму здания в целом, и фронтальной – относительно лишь одной вертикальной плоскости.
Симметрия в композиции часто обусловлена конструктивным решением: т.к. формы конструкций по условиям их статической работы подчиняются определённым геометрическим построениям, в том числе и симметрии. Для помещений большой площади определяющим фактором является конструкция покрытий, геометрия которых часто подчинена центрической симметрии.
В ансамблевой застройке необходимость выявить главное здание и подчинить ему окружающее пространство приводит к симметричной композиции.
Асимметрия в отличие от симметрии базируется не на законах геометрического равенства и повторяющихся частей здания относительно его оси, а на принципе гармонического художественного единства архитектурных форм и членений, несимметрично расположенных в пространстве и на плоскости. Ассиметрия характерна для зданий со сложным функциональным процессом.
Ритм – закономерное чередование одинаковых и однохарактерных архитектурных форм и членений или интервалов между собой. Ритмичные построения могут развиваться по вертикали и горизонтали.
Простейшая форма ритмичного построения – метрическая, основанная на точном повторе одинаковыхформ и членений.
Ритмичное построение в симметричной композиции может подчёркивать её ось нарастающим к центру ритмом членений, но может и нейтрализовать ось симметрии.
Пропорции: целочисленные пропорции; “золотое сечение”, геометрическое подобие.
Масштабность показывает соответствие воспринимаемой человеком величины композиции и её элементов размеров самого человека.
Рост человека (170-180 см) служит своеобразным модулем восприятия композиции.
Масштабность – не только средство архитектурной композиции, но и её качественная характеристика.
Однако архитектурная композиция здания воспринимается не только путём непосредственного сравнения её с размерами человека, но и путём сопоставления с размерами привычных для него элементов (дверей, окон, кирпича, камня).
Масштабность часто используется как композиционное средство для подчёркивания большей или меньшей величины сооружения в зависимости от его архитектурной значимости.
С масштабностью связан “ масштаб ”.
Архитектурный масштаб характеризует степень расчленённости композиции, крупность её форм как по отношению к самому зданию, так и по отношению к окружающей застройке. Здание может быть большим по величине, но расчленённым на мелкие элементы и наоборот: мелкое – на крупные, т.е. быть крупномасштабным.