ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: усвоить основные данные о регуляции сердечной деятельности, уметь применять их для объяснения изменений деятельности сердца в различных условиях, исследовать в эксперименте некоторые механизмы нейро-гуморальной регуляции деятельности сердца.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:
1. Влияние раздражения блуждающего и симпатического нервов на сердце лягушки.
2. Влияние некоторых электролитов и гормонов на деятельность сердца.
3. Компьютерная регистрация и анализ электрокардиограммы при помощи автоматической кардиологической системы "Ирина ЕР" (демонстрация).
4. Компьютерная регистрация и анализ интегральной реокардиограммы (демонстрация).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
1. Систолический и минутный объемы крови. Способы их определения. Работа сердца. Значение тренировки сердца.
2. Общая характеристика уровней регуляции деятельности сердца. Саморегуляция сердца (з-н Франка-Старлинга, феномен Анрепа).
3. Гуморальная регуляция деятельности сердца. Влияние электролитов, медиаторов и гормонов на деятельность сердца. Гормональная функция сердца.
|
|
4. Внутрисердечная нервная система и её роль в регуляции деятельности сердца. Кардио-кардинальные рефлексы.
5. Рефлекторная регуляция деятельности сердца. Основные рефлексогенные поля (зоны) и их значение в регуляции деятельности сердца. Экстероцептивные и интероцептивные влияния на работу сердца.
6. Характеристика влияния симпатических и парасимпатических нервов на деятельность сердца (хроно-, ино-, батмо-, дромо-, тонотропные влияния). Работы И.П. Павлова о центробежных нервах сердца.
7. Роль высших отделов ЦНС в регуляции деятельности сердца и сосудов. Деятельность сердца как один из вегетативных компонентов целостных регуляций организма. Эмоции, эмоциональный стресс и сердце.
Занятие 3