ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить основные физиологические функции, методы исследования и принципы регуляции пищеварительной системы; пищеварение в основных отделах желудочно-кишечного тракта; центральные и периферические компоненты функциональной системы питания.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:
1. Метод рН-метрического определения кислотопродуцирующей функции желудка.
2. Роль желудочного сока в процессах протеолиза.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
1. Функции пищеварения. Пищеварительные и непищеварительные функции желудочно-кишечного тракта.
2. Методы исследования пищеварения. Роль И.П. Павлова в создании современного учения о физиологии пищеварения.
3. Сущность пищеварения. Конвейерный принцип работы пищеварительной системы. Классификация типов пищеварения в зависимости от локализации гидролиза и происхождения гидролитических ферментов.
4. Общие принципы регуляции деятельности пищеварительной системы. Роль рефлекторных, гуморальных (гастроэнтериновая система) и местных механизмов регуляции.
5. Пищеварение в полости рта. Физиология слюнных желез. Состав и физиологическая роль слюны.
6. Пищеварение в желудке. Секреторная и моторная функция желудка. Регуляция и фазы желудочной секреции.
7. Пищеварение в 12-перстной кишке. Состав и свойства панкреатического сока. Роль печени в пищеварении, состав и значение желчи. Регуляция пищеварения в 12-перстной кишке. Взаимосвязь между функциональной деятельностью желудка, поджелудочной железы и печени.
8. Пищеварение в тонком кишечнике. Секреторная и моторная деятельность тонкой кишки. Преемственность полостного, пристеночного гидролиза и всасывания пищевых веществ во внутреннею среду организма.
9. Особенности пищеварения в толстой кишке. Значение микрофлоры толстой кишки. Роль балластных веществ в пищеварении. Физиологические основы энтеросорбции.
10. Особенности гидролиза и всасывания белков, жиров и углеводов в различных отделах желудочно-кишечного тракта.
11. Пищевой центр. Пищевая мотивация. Физиологические основы голода, жажды и насыщения. Функциональная система, обеспечивающая постоянство питательных веществ в крови (П.К. Анохин).
ЗАРИСОВАТЬ В ПРОТОКОЛ:
1. Основные оперативные методы исследования функций желудочно-кишечного тракта.
2. Схему функциональной системы, поддерживающей уровень питательных веществ в крови.
"ФИЗИОЛОГИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ"
Цель занятия: Изучить механизмы выделения и секреторной функции почек, нейрогуморальной регуляции деятельности почек. Ознакомиться с функциями мочевого пузыря, выделительной функцией легких, кожи, печени и желудочно-кишечного тракта.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:
1. Моделирование процессов фильтрации и реабсорбции в почке.
2. Виртуальный физиологический эксперимент: влияние гидростатического давления, осмотического давления и диаметра приносящих и выносящих клубочковых артериол на образование мочи.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
1. Выделение и его роль в организме. Основные функции почек. Искусственная почка.
2. Особенности кровообращения в почках. Феномен Остроумова-Бейлиса.
3. Механизмы образования первичной мочи. Показатель очищения (клиренс). Регуляция клубочковой фильтрации.
4. Реабсорбция и секреция в проксимальных и дистальных канальцах. Понятие об аквапоринах.
5. Поворотно-противоточная множительная система почек. Концентрирование мочи.
6. Нейрогуморальная регуляция функции почек.
7. Внутрисекреторная функция почек.
8. *Функция мочевого пузыря. Процесс мочеиспускания и его регуляция.
9. Функциональная система, поддерживающая оптимальный уровень осмотического давления.
10. Возрастные особенности выделительной функции организма.
11. *Выделительная функция легких, кожи, печени и желудочно-кишечного тракта.
ЗАРИСОВАТЬ В ПРОТОКОЛ:
1. Схема поворотно-противоточной множительной системы почек.
2. Схема функциональной системы, обеспечивающей оптимальный уровень осмотического давления.