Саморегуляция кровяного давления. Регионарные особенности кровообращения

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить механизмы поддержания постоянства кровяного давления.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: освоить метод измерения артериального давления по Короткову.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:

1. Измерение артериального давления по способу Короткова и Рива-Роччи у человека.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Артериальное давление: максимальное, минимальное, систолическое, диастолическое, пульсовое, среднее динамическое, боковое, ударное.

2. Кровяное давление в аорте, артериях, артериолах, капиллярах и венах человека. Артериолы как "главные краны в системе кровообращения".

3. Методы регистрации артериального давления. Периодические колебания кровяного давления.

4. Бескровные методы определения и регистрации кровяного давления Рива-Роччи и Н.С. Короткова.

5. Факторы обуславливающие величину артериального и венозного кровяного давлени.

6. Значение минутного объема крови, аортальной компрессионной камеры и периферического сопротивления в поддержании кровяного давления.

7. Понятие о гемодинамическом центре. Сосудистые прессорные и депрессорные рефлексы.

8. Функциональная система саморегуляции кровяного давления. Кровяное давление как одна из физиологических констант организма.

9. Приспособительные изменения кровяного давления и кровотока при физических и эмоциональных напряжениях.

10. Особенности мозгового, коронарного и легочного кровообращения. Микроциркуляция.

11. Лимфа, лимфообразование и лимфообращение.

ЗАРИСОВАТЬ В ПРОТОКОЛ:

1. График изменения артериального давления в различных отделах сердечно-сосудистой системы («Нормальная физиология: учеб. пособие. Часть I. Под ред. В.В. Зинчука» см. соответствующие разделы).

2. Влияние раздражения блуждающего, аортального и сино-каротидного нервов на кровяное давление у кролика.

3. Схема функциональной системы, обеспечивающей оптимальный уровень артериального давления. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

"ФИЗИОЛОГИЯ КРОВИ И КРОВООБРАЩЕНИЯ"

Вопросы

1. Понятие о гомеостазе и гомеокинезе. Кровь, лимфа и тканевая жидкость как внутреннняя среда организма. Поддержание постоянства состава и физико-химических свойств крови - необходимые условия гомеостаза.

2. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) и их основные функции.

3. Состав плазмы крови. Электролиты плазмы крови и их функции.

4. Осмотичское давление крови. Значение и характеристика белков плазмы крови. Онкотическое давление.

5. Функциональные системы, обеспечивающие поддержание важнейших гомеостатических констант крови (рН, состава и физико-химических свойств крови, осмотического давления).

6. Учение о группах крови и резус-факторе. Определение групп крови и резус-фактора. Переливание крови.

7. Гемостаз. Роль свертывающей и противосвертывающей систем крови в поддержании жидкого состояния крови и остановка кровотечений.

8. Общая характеристика кровообращения. Основные функции кровообращения.

9. Роль сердца как насоса в обеспечении циркуляции крови и поддержании ее состава (Физиологические свойства сердца, значение клапанного аппарата, фазовая структура сердечного цикла, понятие об ударном и минутном объеме крови, уровни регуляции деятельности сердца).

10. Артериальное давление как важнейшая гомеостатическая константа организма (значение минутного объема крови, аортальной компрессионной камеры, общего периферического сопротивления и объема циркулирующей крови в поддержание артериального давления, функциональная система, обеспечивающая оптимальный уровень АД).

11. Тонус сосудов и его регуляция. Значение изменений тонуса сосудов в обеспечении регионарного (органного) кровотока. Особенности кровотока в сердце, головном мозге и легких.

12. Роль лимфы и лимфообращения в поддержании гомеостаза.

13. Важнейшие клинико-физиологические методы исследования крови и кровообращения.

Задачи

Тема "Кровь":

1. Какую диагностическую ценность имеет исследование осмотической резистентности эритроцитов.

2. Почему у матери, имеющей резус-отрицательную кровь, первая беременность может привести к резус-конфликту?

3. У больного СОЭ равно 45 мм/ч. Ваше мнение о механизме изменения этого показателя.

4. Какая из фаз вторичного гемостаза наиболее часто лимитирует процесс тромобообразования?

5. Человеку при питье морской воды грозит гибель. Некоторые птицы, залетающие далеко в море (например, альбатросы), могут пить морскую воду. Чем объясняется такая способность альбатросов?

6. При операциях на сердце используют аппарат искусственного кровообращения (АИК). В этих условиях кровь поступает в организм не из сердца, а из АИК. Какое основное осложнение возникает при этом?

7. Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебномедицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

8. Как должна была бы измениться работа сердца, если бы гемоглобин не содержался в эритроцитах, а был растворен в крови?

9. Человек съел недоброкачественную пищу. Через некоторое время у него обнаруживается повышение вязкости крови. Чем можно объяснить это?

10. Почему при наличии в сосудах атеросклеротического процесса повышается вероятность образования тромба внутри сосуда?

11. В печати сообщалось о семье Лыковых. По религиозным соображениям они ушли "из мира" в глухую тайгу и жили там десятки лет, после чего были случайно обнаружены. Медицинское обследование показало, что жизнь в условиях тишины и покоя, чистого лесного воздуха положительно сказалась на состоянии здоровья членов семьи. Лишь одна из систем организма оказалась ослабленной, что и привело к почти одновременной смерти трех из пяти членов семьи. Какая эта система? В чем причина ее ослабления?

12. При помещении в раствор поваренной соли эритроциты приобрели шаровидный вид. Какова, приблизительно, концентрация солей в этом растворе? Как называется этот процесс?

13. Как изменится рН крови если собаке внутривенно ввести 1 литр 5% раствора глюкозы?

14. Переливание цитратной крови больному во время операции сопровождают одновременным введением определенного количества СаCl2. С какой целью его вводят?

15. Количество эритроцитов 5,5 х 1012/л, концентрация Hb - 140 г/л. Определите цветовой показатель (ЦП). Отличается ли он от нормы?

16. Количество эритроцитов у человека в течение ряда лет колебалось около 4,8 х 1012/л. После переселения его семьи на новое место число эритроцитов в крови увеличилось до 6,5 х 1012/л. В какую местность переехал человек? На какой, примерно, высоте над уровнем моря стал он жить?

17. Чем отличается реакция эритрона на гипоксию у нефрэктомированных животных от реакции нормальных собак?

18. У больного алкогольный цирроз печени. Можно ли ожидать нарушение времени свертывания крови у этого человека и почему?

19. У больного моча имеет цвет пива, что обусловлено присутствием большого количества билирубина. С чем может быть связано увеличение количество этого пигмента в моче?

20. Человек найден мертвым в своей квартире. При осмотре места происшествия обнаружено, что в комнате плотно закрыты окна, а печи еще теплые уголья. В связи с этим возникло подозрение об отравлении угарным газом. Можно ли с помощью спектрального анализа крови подтвердить или опровергнуть это предположение?

21. Можно ли врачу оказывать медицинскую помощь пострадавшему от отравления угарным газом в том же помещении?

22. У студента, принимавшего во время сессии с целью поднятия трудоспособности фенацетин, появились все признаки кислородной недостаточности. Однако клинический анализ показал, что число эритроцитов и Hb находится в пределах нормы, сердце работает нормально, а количество кислорода в воздухе достаточно. О какой причине можно думать и какой анализ крови может помочь в установлении причины появления таких симптомов, если известно, что фенацетин - сильный окислитель?

23. Количество тромбоцитов в исследуемой крови 100 х 109/л. Как это отразится на процессе свертывания крови?

24. Какие изменения в составе крови могут наблюдаться при воспалительных состояниях и почему?

25. Больному с резус-отрицательной кровью по жизненным показаниям перелили свежую кровь I группы. Больной погиб при явлениях гемотрансфузионного шока. Что явилось причиной смерти? В чем заключается ошибка врача?

26. Женщина с резус-отрицательной кровью беременна резус-положительным плодом. Беременность первая. Ребенок родился здоровым. Через несколько месяцев после родов по жизненным показаниям женщине была перелита одногруппная кровь, однако больная погибла при явления гемотрансфузионного шока. Что могло явиться причиной смерти?

27. В хирургическую клинику поступил больной. Врач предположил наличие острого воспаления червеобразного отростка с образованием инфильтрата. Можно ли с помощью общего анализа крови подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз?

28. Муж и жена имеют соответственно кровь О (I) и АВ (IV) группы. В деле по установлению отцовства ребенка оба утверждают, что данный ребенок не может быть их сыном, так как у него А(II) группа крови, а вот девочку имеющую кровь АВ(IV) группы, они готовы признать своей. Ваше мнение?

29. В семье трое детей, и все имеют кровь разной группы: А (II), В (III), АВ (IV). Могут ли они быть родными братьями и сестрами или нет?

30. У сына кровь I группы, у отца - III. Может ли мать иметь III группу крови?

31. В крови ребенка обнаружены лишь следы фетального гемоглобина. Сколько лет этому ребенку?

32. У новорожденного ребенка кожные покровы окрашены в желтый цвет. С чем это может быть связано и как проверить. Ваше предположение?

33. Какую группу крови можно ожидать у ребенка, если у матери О (I), а у отца В (III) группа?

34. Ребенку 1 год. В лейкоцитарной формуле найдено 60% лимфоцитов. Не свидетельствует ли это о наличии заболевания?

Тема "Кровообращение":

1. Как и в какие фазы Вы получали у экспериментальных животных экстрасистолу и компенсаторную паузу?

2. Амплитуда зубца R ЭКГ самая большая в 3-м отведении и самая малая в 1-м отведении. О чем говорит такая кардиограмма?

3. Определите длительность сердечного цикла и частоту сердцебиений по прилагаемой ЭКГ.

4. За 10 мин человек поглотил 5600 мл кислорода. Определение кислорода в крови показало, что в артериальной крови его содержание равно 20 об%, а в смешанной венозной крови - 12 об%. Определите ударный объем сердца, если частота сердцебиений равна 75 в минуту.

5. Что произойдет с артериальным давлением, если в этом эксперименте произвести двухстороннюю денервацию дуги аорты и каротидного синуса? А если у такого животного осуществить массивное переливание крови или кровопотерю?

6. У здорового человека при физической нагрузке умеренно повысилось систоличесчкое и несколько снизилось диастолическое кровяное давление. Каков механизм этого явления?

7. Определите линейную скорость движения крови в капиллярах, если в аорте она равна 50 см/с, а просвет капиллярной сети в 600 раз меньше просвета аорты?

8. Объемная скорость кровотока составляет 20 мл/с, а диаметр сосуда - 0,5 см. Рассчитайте линейную скорость кровотока. Кровотоку каких сосудов присуща такая скорость?

9. При перерезке симпатического нерва на шее кролика сосуды расширяются, ухо краснеет. При раздражении периферического конца перерезанного нерва сосуды суживаются, ухо бледнеет. Какой из этих двух опытов доказывает наличие тонуса вегетативных нервов?

10. Почему при остром психическом стрессе может произойти инфаркт миокарда?

11. Если змею долго держать в вертикальном положении (головой верх), то через несколько часов она погибает. Объясните причину этого.

12. О каких изменениях в сосудах можно подумать, если скорость распространения пульсовой волны по сосудам эластического типа составляет 11 м/с, а мышечного - 12 м/с?

13. Животному с перевязанными блуждающими нервам введена большая доза адреналина. Чем будет отличаться изменение деятельности сердца в данном случае от реакции животного с сохраненными блуждающими нервами.

14. Двум больным (первый в возрасте 6 мес., второй - 18 лет) ввели атропин с целью уменьшения спазма глазной мускулатуры кишечника. После введения атропина врач обнаружил, что у второго большого резко участился пульс, а у первого частота пульса мало изменилась. Как объяснить это различие?

15. Собаке пересадили сердце, а после выздоровления выпустили ее в вольер к обычным собакам. При погоне за зайцем она в начале отставала в беге от других собак, а затем их догнала, чем это объясняется.

16. Может ли и за счет каких механизмов регулировать нагнетательная функция пересаженного сердца?

17. Соответствует ли должной величине МОК у мужчины 25 лет с массой тела 70 кг, ростом 170 см, если в артериальной крови у него содержится 10 об% кислорода в крови полученной при зондировании из правого предсердия 14 об% кислорода, а за 1 мин потребного 0,2 л. кислорода?

18. У здоровых лиц легкая физическая нагрузка вызывает умеренное повышение систолического и некоторое снижение диастолического давления. Каков механизм этих изменений?

19. В эксперименте удалена одна почка и сужен просвет артерии другой почки. Как изменится системное артериальное давление, почему?

20. Как можно объяснить расщепление II тона при повышении давления в аорте? Есть ли в норме интервал между аортальным и легочным компонентами II тона?

21. У больного в связи с артериосклерозом произошло сужение почечных артерий (обоих). Как может при этом измениться артериальное давление и почему?

22. Определите, во сколько раз величина периферического сопротивления движению крови на участке сосудистого русла: аорта - полые вены больше величины сопротивления на участке: легочная артерия - левое предсердие, если сердце сокращается с частотой 60 раз/мин и выбрасывает в аорту 0,08 л крови при каждом сокращении, среднее динамическое давление в аорте - 100 мм рт.ст., в легочной артерии - 12 мм рт.ст., в левом предсердии - 4 мм рт.ст.

23. При переходе человека из горизонтального положения в вертикальное частота пульса увеличилась с 60 раз/мин до 72 раз/мин, состолическое давление не изменилось, а диастолическое повысилось на 10 мм рт.ст. Почему?

24. При увеличении частоты стимуляции изолированного сердца кролика наблюдается неполное расслабление желудочков сердца. Почему?

25. Испытуемому введены -адреноблокаторы в положении лежа. Можно ему предложить сразу же встать после введения препарата?

26. После введения норадреналина повысилось артериальное давление до 160/100 мм рт.ст. /212/133 гПа/, а частота пульса уменьшилась до 54 раз/мин. Каковы механизмы изменения показателей гемодинамики?

27. Определите ударный объем сердца, если известно, что минутных объем равен 8 литрам, а расстояние R - R на ЭКГ - 0,6 сек.

28. Какие изменения произойдут на ЭКГ, если полностью заблакировано проведение возбуждения через пучок Гиса? Нарисуйте ЭКГ такого больного.

29. Как изменится соотношение зубцов ЭКГ в стандартных огтведениях при гипертрофии правого желудочка?

30. Правое и левое сердце перфузируется отдельно и кровь из правого желудочка в левый не поступает. Изменится ли сила сокращений левого желудочка, если в правое предсердие поступает в 1,5 раза больший объем крови? Почему?

31. У животного перерезаны блуждающие и симпатические нервы, идущие в сердцу. Венозный приток крови увеличился в 1,5 раза. Изменится ли в этих условиях работа сердца и почему?

32. Мембранный потенциал пейсмекерной клетки сердца увеличился на 10 мв. Как изменится при этом частота генерации автоматических импульсов?

33. Какие изменения в работе сердца можно ожидать у больного с воспалением брюшины /перитонитом/?

34. У больного ребенка наблюдается полный блок левой ножки пучка Гисса. Будет ли сокращаться левый желудочек и почему?

"Ф И З И О Л О Г И Я Д Ы Х А Н И Я"

Занятие 1
Внешнее дыхание. Газообмен в легких.

Ц Е Л Ь З А Н Я Т И Я: Ознакомиться с основными данными о биологической сущности дыхания и его основных этапах, изучить важнейшие физиологические закономерности функционирования аппарата внешнего дыхания. Усвоить механизмы поддержания постоянства состава альвеолярного воздуха и газового состава крови, диффузии газов в легких.

П Р А К Т И Ч Е С К И Е Н А В Ы К И: Освоить определение объемной скорости вдоха и выдоха методом пневмотахометрии, показателей внешнего дыхания с помощью спирометрии, спирографии и полианализатора ПА5.01.

Л А Б О Р А Т О Р Н Ы Е Р А Б О Т Ы:

1. Спирометрия. Спирография.

2. Пневмотахометрия.

3. Регистрация дыхательных движений (пневмография).

4. Принять участие в автоматической регистрации параметров внешнего дыхания на полианализаторе ПА5.01.

5. Видеофильм "Внешнее дыхание".

В О П Р О С Ы Д Л Я С А М О П О Д Г О Т О В К И:

1. Биологическая сущность дыхания и его основные этапы. Потребность тканей в кислороде.

2. Эволюция дыхания.

3. Функции внешнего дыхания. Недыхательные функции легких.

4. Механизмы вдоха и выдоха. Изменения давления в плевральной полости при вдохе, активном и пассивном выдохе. Основные и вспомогательные дыхательные мышцы. Работа дыхания.

5. Сопротивление дыханию: инерционное, аэродинамическое, упруго-эластическое. Растяжимость легких, значение сурфактанта.

6. Легочные объемы и емкости. Показатели вентиляции легких. Понятие о должных величинах.

7. Значение конвекции и диффузии в поддержании относительного постоянства альвеолярного воздуха. Современные представления об объеме "мертвого" пространства.

8. Газовый состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха, артериальной и венозной крови.

9. Разность парциальных давлений О2 и СО2, как главный фактор газового обмена в легких. Уравнение Фика для диффузии газов и его анализ.

10. Оксигенация крови в легких и факторы, ее определяющие: PO2, вид, количество и свойства гемоглобина. Кислородная емкость крови.

З А Р И С О В А Т Ь:

1. Схема градиента рО2 в организме.

Занятие 2
Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания.

Ц Е Л Ь З А Н Я Т И Я: Изучить механизмы транспорта газов кровью и регуляции дыхания; уметь применять полученные знания для оценки газотранспортной функции крови и изменений дыхания при различных функциональных состояниях организма.

Л А Б О Р А Т О Р Н Ы Е Р А Б О Т Ы:

1. Изучение кислородтранспортной функции крови на газоанализаторе.

В О П Р О С Ы Д Л Я С А М О П О Д Г О Т О В К И:

1. Сродство крови к кислороду. Кривая диссоциации оксигемоглобина и факторы, определяющие ее ход: pH, PCO2, PCO, 2,3-ДФГ, температура, ионы и др.

2. Деоксигенация крови и условия, ее определяющие: капилляро-тканевой градиент PO2, время деоксигенации, сродство гемоглобина к кислороду.

3. Роль плазмы и эритроцитов в транспорте углекислого газа. Значение карбоангидразы.

4. Газообмен между кровью и тканями. Значение миоглобина в регуляции кислородного режима мышц.

5. Понятие о системе транспорта кислорода, как единстве функционирования кардиоваскулярного аппарата и крови. Полезные приспособительные результаты и цель ее функционирования.

6. Дыхательный центр, его структура. Автоматия дыхательного центра.

7. Рефлексы с дыхательных путей, межреберных мышц и альвеол, участвующие в акте дыхания.

8. Рефлексы с хеморецепторов сосудистых зон. Центральные хеморецепторы. Механизм первого вдоха. Гипоксический и гиперкапнический стимул в регуляции дыхания.

9. Регуляторные влияния на дыхание со стороны гипоталамуса, лимбической системы и коры больших полушарий. Особенности регуляции дыхания в связи с развитием речи у человека.

10. Регуляция дыхания при физической нагрузке, повышенном и пониженном атмосферном давлении. Гипербаротерапия.

З А Р И С О В А Т Ь:

1. Кривую диссоциации оксигемоглобина.

2. Кривые гипоксического и гиперкапнического стимулов.

3. Схему функциональной системы регуляции дыхания.

4. Схему функциональной системы транспорта кислорода.

"ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. НОРМЫ ПИТАНИЯ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ"

Занятие 1
Методы прямой и непрямой калориметрии. Теоретические основы рационального питания человека. Функциональная система поддержания постоянства температуры организа.

Ц Е Л Ь З А Н Я Т И Я: Усвоить понятие об основном обмене, ознакомиться с методами исследования основного и энергетического обмена; проанализировать физиологические механизмы адаптации к изменениям температуры окружающей среды, изучить теоретические основы рационального питания человека.

Л А Б О Р А Т О Р Н Ы Е Р А Б О Т Ы:

1. Расчет основного обмена по таблицам.

2. Определение процентного отклонения величины основного обмена от нормы по формуле Рида.

3. Расчет должных значений минутного объема кровообращения (ДМОК), минутного объема дыхания (ДМОД) и жизненной емкости легких (ДЖЕЛ) по величине основного обмена.

4. Просмотр видеофильма "Температура тела и терморегуляция".

5. Контроль уровня знаний на ПК по теме "Обмен веществ и энергии. Терморегуляция".

В О П Р О С Ы Д Л Я С А М О П О Д Г О Т О В К И:

1. Обмен веществ и энергии в организме. Первичная и вторичная теплота в организме.

2. Методы исследования энергетического, основного обмена. (Прямая и непрямая калориметрия). Особенности непрямой калориметрии. Дыхательный коэффициент. Калорический эквивалент кислорода.

3. Основной обмен. Факторы, влияющие на его величину. Специфически динамическое действие питательных веществ и его природа.

4. Рабочий обмен. Энергетические затраты организма при различных видах труда.

5. Температура тела человека, ее колебания. Термометрия. Регуляция теплопродукции (физическая, химическая, поведенческая). Представления о тепловом балансе. Уравнение теплового баланса.

6. Функциональная система, обеспечивающая поддержание постоянства температуры внутренней среды. Анализ ее центральных и периферических компонентов.

7. Физиологические принципы расчета пищевых рационов. Концепция рационального сбалансированного питания.

8. Сравнительная характеристика пластической и энергетической функции белков, жиров и углеводов. Суточная потребность организма в белках, жирах и углеводах. Азотистое равновесие. Положительный и отрицательный баланс азота.

9. Физиологическое значение воды и минеральных веществ в организме. Водно-солевой баланс организма. Общебиологическая характеристика основных групп витаминов.

10. Физиологические нормы питания различных профессиональных и возрастных групп.

З А Р И С О В А Т Ь:

1. Функциональную систему поддержания постоянства температуры организма.

"ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: