Для эффективного выполнения своих функций Администратору важно иметь представление об используемой в игре математической модели рынка готовой продукции. Ее ключевым вопросом является механизм формирования спроса на продукцию каждой фирмы. Понимание этого механизма позволит Администратору глубже оценивать результаты конкуренции (рис. 10.11) и случае необходимости подталкивать команды к более правильным действиям или скрыто помогать им, увеличивая емкость рынка (рис. 10.16).
Ниже приводится общая характеристика упомянутой модели.
Скрытые конкуренты
Важная особенность модели заключается в наличии скрытых конкурентов, которые выражают «нормальный» (не обязательно наилучший) тип поведения продавцов на рынке продукции.
Считается, что количество скрытых конкурентов равно количеству фирм (команд), принимающих участие в коллективной игре. Обозначим это количество через N. Таким образом, на рынке всего присутствуют 2N фирм.
Представителем N скрытых конкурентов выступает некоторая фирма Х. При этом считается, что остальные скрытые конкуренты действуют аналогичным образом.
Факторы спроса фирмы Х – цена продукции, качество продукции, расходы на рекламу, ставка комиссионных по сбыту – формируются по определенным правилам внутри общей модели игры. При этом текущая цена продукции фирмы Х рассчитывается в последнюю очередь, на основе известных значений всех прочих параметров модели. Основной принцип ее расчета состоит в том, что выручка от продажи продукции, произведенной на оборудовании со средними (сценарными) характеристиками при его эксплуатации в одну смену нормальной продолжительности, должна покрывать все соответствующие расходы по производству и реализации продукции.
Таким образом, цена продукции фирмы Х «впитывает» в себя всю информацию о внешних и внутренних условиях нормальной производственно-сбытовой деятельности в данной игре. В частности, эта цена по ходу игры растет вслед за инфляционным ростом расходов.