Вторичный и суммарный спрос

На основе сопоставления первичного спроса на продукцию данной фирмы-участницы игры и запаса ее продукции на начало месяца рассчитываются два внутренних показателя (один из которых всегда равен нулю):

  • избыточный спрос – разница между первичным спросом и запасом, если эта разница положительна, и нуль в противном случае;
  • избыточное предложение – разница между запасом и первичным спросом, если эта разница положительна, и нуль в противном случае.

В результате после формирования первичного спроса все фирмы разбиваются на две группы:

  • фирмы с избыточным спросом – фирмы, у которых запаса продукции не хватает для удовлетворения первичного рыночного спроса;
  • фирмы с избыточным предложением – фирмы, у которых остается запас продукции после удовлетворения первичного рыночного спроса.

При этом считается, что любой спрос на продукцию скрытых конкурентов всегда удовлетворяется, т.е. в любой ситуации они относятся ко второй группе. Вторичный спрос возникает в результате того, что совокупный избыточный спрос (показанный на рис. 10.11 в столбце «Рынок» по строке «вторичный») обращается на продукцию фирм с избыточным предложением. Он распределяется между этими фирмами пропорционально их коэффициентам привлекательности. Иными словами, здесь используется тот же принцип, что и при формировании первичного спроса, но лишь по отношению к указанной группе фирм. Суммарный спрос на продукцию данной фирмы-участницы игры вычисляется как сумма первичного и вторичного спроса.

Заметим, что не исключается ситуация, когда первичный спрос на продукцию данной фирмы не превосходил запаса (т.е. имело место избыточное предложение), а суммарный спрос уже превосходит. В принципе можно было бы организовать последующие итерации распределения избыточного спроса, вплоть до его полного исчезновения (в конечном счете, он будет удовлетворен скрытыми конкурентами). В игре это не делается, поскольку и одной итерации достаточно, чтобы отразить важную идею перемещения неудовлетворенного спроса к другим продавцам той же продукции, может быть, с более низким коэффициентом привлекательности (т.е. с более высокой ценой, более низким качеством продукции и т.д.).

Из описанного алгоритма следует, что совокупный объем продаж всех 2N фирм в любой ситуации не превосходит емкости рынка и совпадает с ней в том и только том случае, когда суммарный спрос на продукцию каждой фирмы с избыточным предложением полностью удовлетворяется. Количество проданной продукции для каждой фирмы-участницы игры определяется как минимум из запаса ее продукции на начало месяца и суммарного спроса на ее продукцию. Подчеркнем, что участники игры видят на своих экранах (рис. 9.35) только этот показатель без раскрытия того, как он был получен по отношению к другим фирмам.

Другие дополнительные показатели – прибыль от продажи продукции и рентабельность продукции – берутся из соответствующих разделов программ каждой фирмы (см. п.п. 5.9, 5.10).

5. Модель рынка в индивидуальном варианте игры

Нам остается заметить, что в индивидуальном варианте игры используется аналогичная модель рынка готовой продукции. Но только там всегда предполагается, что на рынке присутствует 9 скрытых конкурентов. Таким образом, «нормальная» доля рынка Предприятия составляет 10%. Какой будет его реальная доля, зависит от действий пользователя.

При успешном управлении Предприятием фактическая доля оказывается значительно выше, так как здесь, в отличие от коллективной игры, пользователей конкурирует только с пассивными игроками, лишь создающими «рыночный фон».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: