Раннее детство | Детство | Отрочество | |||
Младенчество | Ранний возраст | Дошкольный возраст | Младший школьный возраст | Подростковый возраст | Ранняя юность |
М – П | О - Т | М - П | О - Т | М - П | О - Т |
Кризис новорожден-ности | Кризис 1 года | Кризис 3 лет | Кризис 7 лет | Кризис 11-12 лет | Кризис 15лет |
Примечание. М - П – мотивационно-потребностная сфера; О - Т – операционно-технические возможности
В отечественной возрастной периодизации наиболее распространенной является следующая периодизация (таблица 2).
Таблица 2
Периодизация детского и юношеского возраста
Возраст | Ведущая деятельность | Социальная ситуация развития | Ведущие новообразования |
Новорожденность, 0 - 2 месяцев | Непосредственно- эмоциональное общение | Единство, слитность со взрослыми | Индивидуальная психическая жизнь, «комплекс оживления» |
Младенчество 1 - 12 месяцев | Автономная детская речь потребность в общении со взрослыми | ||
Раннее детство 1 - 3 лет | Предметно-манипулятивная деятельность | Начало отделения от взрослого | Прямохождение, речь, «самость», символизм |
Дошкольное детство 3 – 6-7 лет | Ролевая игра | Выполнение действий под наблюдением взрослого | Самооценка, соподчинение мотивов, произвольность, рефлексия |
Младший школьный возраст 6-7 – 9-11 лет | Учебная деятельность | Поступление в школу, совместная со взрослыми деятельность учения | Произвольность, внутренний план действий, рефлексия, самоконтроль, развитие самосознания |
Подростковый возраст 9-11 – 14-15 лет | Интимно-личностное общение | Максимальная ориентация на сверстников | Чувство «взрослости», половая «идентификация» |
Ранний юношеский возраст 14-15 – 17-18 лет | Учебно-профессиональная деятельность | Автономизация от взрослых | Профессиональное самоопределение, формирование самосознания и мировоззрения |
|
|