double arrow

Периоды и стадии детского развития Д.Б.Эльконина

Раннее детство Детство Отрочество
Младенчество Ранний возраст Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст Ранняя юность
М – П О - Т М - П О - Т М - П О - Т
Кризис новорожден-ности Кризис 1 года Кризис 3 лет Кризис 7 лет Кризис 11-12 лет Кризис 15лет

Примечание. М - П – мотивационно-потребностная сфера; О - Т – операционно-технические возможности

В отечественной возрастной периодизации наиболее распространенной является следующая периодизация (таблица 2).

Таблица 2

Периодизация детского и юношеского возраста

Возраст Ведущая деятельность Социальная ситуация развития Ведущие новообразования
       
Новорожденность, 0 - 2 месяцев Непосредственно- эмоциональное общение Единство, слитность со взрослыми Индивидуальная психическая жизнь, «комплекс оживления»
Младенчество 1 - 12 месяцев Автономная детская речь потребность в общении со взрослыми
Раннее детство 1 - 3 лет Предметно-манипулятивная деятельность Начало отделения от взрослого Прямохождение, речь, «самость», символизм
       
Дошкольное детство 3 – 6-7 лет Ролевая игра Выполнение действий под наблюдением взрослого Самооценка, соподчинение мотивов, произвольность, рефлексия
Младший школьный возраст 6-7 – 9-11 лет Учебная деятельность Поступление в школу, совместная со взрослыми деятельность учения Произвольность, внутренний план действий, рефлексия, самоконтроль, развитие самосознания
Подростковый возраст 9-11 – 14-15 лет Интимно-личностное общение Максимальная ориентация на сверстников Чувство «взрослости», половая «идентификация»
Ранний юношеский возраст 14-15 – 17-18 лет Учебно-профессиональная деятельность Автономизация от взрослых Профессиональное самоопределение, формирование самосознания и мировоззрения

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: