double arrow

Психологическая структура учебно-тренировочной деятельности


Спортивная тренировка есть система воздействия на организм, психику и личность спортсмена с помощью физических упражнений. Основной целью спортивной тренировки является подготовка спортсмена к участию в спортивных соревнованиях и достижения высоких резуль­татов в избранном виде спорта.

В процессе учебно-тренировочной деятельности спортсмен развивает свои двигательные качества - силу, выносливость, ловкость, быстроту и гибкость. Он обучается и совершенствуется в наиболее целесообразном исполнении приемов и способов двига­тельных действий в избранном виде спорта, лежащих в основе техни­ческого мастерства. Он обучается и совершенствуется в способах про­граммирования и непосредственного исполнения двигательных действий в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Качества личности и психики, их развитие и совер­шенствование, входят в число задач учебно-тренировочной деятельно­сти в спорте, т.е. являются объектом психолого-педагогического, методи­ческого воздействия на спортсмена в процессе спортивной тренировки.

Учебно-тренировочная деятельность в спорте, в конечном итоге, направлена на достижение и проявление высокого состояния работо­способности спортсмена - состояние тренированности. Состояние тренированности является совокупностью различных видов подготов­ленности спортсмена - физической, технической, тактической, теоретической и психологической. Высшей ступенью состояния тренирова­нностью является состояние спортивной формы, когда спортсмен спо­собен показывать самые высокие результаты. Состояние спортивной формы как раз и характеризует различные виды готовности спортсмена выступать на соревнованиях в конкретных видах спортивной деятельности.




В состоянии спортивной формы:

- повышается скорость простой двигательной реакции, совершенству­ются различные сложные реакции;

- процессы «чувственного различения» - различные ощущения и
восприятия - становятся более четкими и действенными и очень часто
проявляются в виде специализированных восприятий – «чувства времени», «чувства воды», «чувства дистанции», «чувства снаряда» и др.;

- увеличивается способность проявлять основные свойства вни­мания - интенсивность, устойчивость, переключение, распределение,
объем и концентрация, что способствует более действенному кон­тролю спортсменом своего состояния;

- улучшается функционирование сознания спортсмена и проявле­ния интеллектуальных способностей в организации и управ­лении своими действиям;

- ярко проявляются качества личности спортсмена, его нравственность, воля, эмоциональность и др. в их высшем выражении.







Сейчас читают про: