Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на повышение общей физической подготовленности и специальной работоспособности.
Спортивная тренировка, с физиологической точки зрения, представляет собой многолетний процесс адаптации организма человека к требованиям, которые ему предъявляет избранный вид спорта.
В ходе тренировки соблюдаются общие педагогические (неспециализированные) принципы активности, сознательности, наглядности, систематичности, последовательности, доступности и прочности.
Так же имеются специфические (специализированные) принципы тренировки:
1) единство общей и специальной физической подготовки;
2) непрерывность и цикличность тренировочного процесса;
3) постепенное и максимальное повышение тренировочных нагрузок.
Эти принципы обусловлены закономерностями развития физических качеств и формирования двигательных навыков у человека, особенностями функциональных перестроек в организме, изменением диапазона функциональных резервов спортсмена.
|
|
На базе общей (неспециализированной) подготовки, в результате развития физических качеств и роста функциональных возможностей организма, осуществляется переход к специализированным формам подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Этот процесс должен быть непрерывным, так как перерывы в систематических занятиях приводят к резкому падению достигнутого уровня двигательной деятельности и освоения двигательных навыков.
Цикличность тренировочного процесса связана с тем, что выход на наиболее высокий уровень работоспособности осуществляется постепенно на протяжении подготовительного периода (3-4 мес.).
К соревновательному периоду спортсмен достигает высокого уровня работоспособности, но поддерживать этот доступный на данном этапе наивысший уровень функциональных и психических возможностей человек может лишь ограниченное время (не более 4-5 мес.). После чего необходим определенный отдых, переключение на другую деятельность, снижение нагрузки, т. е. переходный период.
Годичный тренировочный цикл (или 2 цикла в году) подразделяется на промежуточные мезоциклы, а мезоциклы в свою очередь, подразделяются на недельные микроциклы.
Такая цикличность соответствует естественным биоритмам человеческого организма и, кроме того, позволяет варьировать применяемыми физическими нагрузками.
При этом режиме неуклонно растут результаты спортсмена и сохраняется его здоровье. Слишком большие интервалы не дают никакого прироста, а недостаточные интервалы приводят к падению работоспособности и ухудшению функционального состояния организма.
|
|
Тренировочные нагрузки должны повышаться постепенно в зависимости от достигнутого уровня функциональных возможностей, иначе даже при систематических занятиях будет обеспечиваться лишь их поддерживающий эффект.
Правильное чередование тяжести физических нагрузок с оптимальными интервалами отдыха обеспечивает возможность использования явлений суперкомпенсации – сверхвосстановления организма, когда следующее тренировочное занятие начинается с более высокого уровня работоспособности по сравнению с исходным.
Для достижения высоких спортивных результатов должны использоваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилизацию функциональных резервов центральной, вегетативной нервной системы и двигательного аппарата, оставляя функциональный и структурный след тренировки.
Правильная организация тренировочного процесса обуславливает состояние адаптированности спортсмена к специализированным нагрузкам или состояние тренированности, что характеризуется:
1) повышением функциональных возможностей организма;
2) увеличением экономичности его работы.
Наиболее высокий уровень тренированности достигается в состоянии спортивной формы. Это состояние требует предельно возможной мобилизации всех функциональных систем организма, значительного напряжения регуляторных процессов. Соответственно, высокий уровень спортивной формы может сохраняться непродолжительное время в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, его квалификации и др. факторов. Цена такого уровня адаптации оказывается высокой, при этом повышается реактивность организма на действие неблагоприятных условий среды, снижается его устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, т.е. резко снижается иммунитет.
Характер физиологических сдвигов определяется направленностью тренировочного процесса на быстроту, силу или выносливость, особенностями двигательных навыков, величиной нагрузки на отдельные мышечные группы и т.п.
Тренировочный эффект зависит от объема физической нагрузки− ее длительности, интенсивности и частоты. Однако у каждого человека имеется генетически определяемый предел функциональных перестроек в процессе тренировки− его генетическая норма реакции. При одинаковых физических нагрузках различные люди отличаются по величине и скорости изменений функциональной подготовленности, т. е. по тренируемости. Выделяют 4 варианта тренируемости ( Код Я. М., 1986):
1. Высокая быстрая тренируемость (большие и быстро нарастающие тренировочные эффекты).
2. Высокая медленная тренируемость (большие, но медленно нарастающие тренировочные эффекты).
3. Низкая быстрая тренируемость (небольшие, но быстро нарастающие тренировочные эффекты).
4. Низкая медленная тренируемость (небольшие и медленно нарастающие тренировочные эффекты).
На степень развития физических качеств влияют наследственные факторы. Наименее тренируемыми качествами являются быстрота, гибкость, скоростно-силовые возможности. Многие физиологические показатели, такие как МПК, анаэробные возможности, максимальная величина ЧСС, рост жизненной емкости легких и др. имеют генетическую зависимость.