Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности

Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на повышение общей физической подготовленности и специальной работоспособности.

Спортивная тренировка, с физиологической точки зрения, представляет собой многолетний процесс адаптации организма человека к требованиям, которые ему предъявляет избранный вид спорта.

В ходе тренировки со­блюдаются общие педагогические (неспециализированные) принципы активности, сознатель­ности, наглядности, систематичности, последовательности, доступ­ности и прочности.

Так же имеются специфические (специализированные) принципы тренировки:

1) единство общей и специальной физической подготов­ки;

2) непрерывность и цикличность тренировочного процесса;

3) посте­пенное и максимальное повышение тренировочных нагрузок.

Эти принципы обусловлены закономерностями развития физических качеств и формирования двигательных навыков у человека, особен­ностями функциональных перестроек в организме, изменением диа­пазона функциональных резервов спортсмена.

На базе общей (неспециализированной) подготовки, в резуль­тате развития физических качеств и роста функциональных возмож­ностей организма, осуществляется переход к специализированным формам подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Этот про­цесс должен быть непрерывным, так как перерывы в систематических занятиях приводят к резкому падению достигнуто­го уровня двигательной деятельнос­ти и освоения двигательных навыков.

Цикличность тренировочного процесса связана с тем, что выход на наиболее высокий уровень работоспособности осу­ществляется постепенно на протяжении подготовительного периода (3-4 мес.).

К соревновательному периоду спортсмен достигает высо­кого уровня работоспособности, но поддерживать этот доступный на данном этапе наивысший уровень функциональных и психических возможностей человек может лишь ограниченное время (не более 4-5 мес.). После чего необходим определенный отдых, переключение на другую деятельность, снижение нагрузки, т. е. переходный период.

Годичный тренировочный цикл (или 2 цикла в году) подразделяется на промежуточные мезоциклы, а мезоциклы в свою очередь, подразделяются на недельные микроциклы.

Такая цикличность соответствует естественным био­ритмам человеческого организма и, кроме того, позволяет варьиро­вать применяемыми физическими нагрузками.

При этом режиме неуклонно растут результаты спортсмена и сохраняется его здоровье. Слишком большие интервалы не дают никакого прироста, а недостаточные интервалы приводят к падению работоспособности и ухудшению функционального состояния организма.

Тренировочные нагрузки должны повышаться постепенно в зависимости от достигнутого уровня функциональных возможностей, иначе даже при систематических занятиях будет обеспечиваться лишь их поддерживающий эффект.

Правильное чередование тяжести физических нагрузок с оптимальными интервалами отдыха обеспечивает возможность использо­вания явлений суперкомпенсации – сверхвосстановления организма, когда следующее тренировочное занятие начинается с более высоко­го уровня работоспособности по сравнению с исходным.

Для достижения высоких спортивных результатов должны использоваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилизацию функциональных резервов центральной, вегетативной нервной системы и двигательного аппарата, оставляя функциональный и структурный след тренировки.

Правильная организация тренировочного процесса обуславлива­ет состояние адаптированности спортсмена к специализированным нагрузкам или состояние тренированности, что характеризуется:

1) повышением функциональных возможностей организ­ма;

2) увеличением экономичности его работы.

Наиболее высокий уровень тренированности достигается в состоянии спортивной формы. Это состояние требует предельно возможной мобилизации всех функциональных систем организма, значительного напряжения регуляторных процессов. Соответствен­но, высокий уровень спортивной формы может сохраняться непродолжительное время в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, его квалификации и др. факторов. Цена такого уровня адаптации оказывается высокой, при этом повышается реактивность организма на действие неблагоп­риятных условий среды, снижается его устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, т.е. резко снижается иммунитет.

Характер физиологических сдвигов определяется направленностью тренировочного процесса на быстроту, силу или выносли­вость, особенностями двигательных навыков, величиной нагрузки на отдельные мышечные группы и т.п.

Тренировочный эффект зависит от объема физической на­грузки− ее длительности, интенсивности и частоты. Однако у каждого че­ловека имеется генетически определяемый предел функциональных пере­строек в процессе тренировки− его генетическая норма реакции. При одинаковых физических нагрузках различные люди отличаются по величи­не и скорости изменений функциональной подготовленности, т. е. по тренируемости. Выделяют 4 варианта тренируемости ( Код Я. М., 1986):

1. Высокая быстрая тренируемость (большие и быстро нарастающие тренировочные эффекты).

2. Высокая медленная тренируемость (большие, но медленно нарас­тающие тренировочные эффекты).

3. Низкая быстрая тренируемость (небольшие, но быстро нарастающие тренировочные эффекты).

4. Низкая медленная тренируемость (небольшие и медленно нарас­тающие тренировочные эффекты).

На степень развития физических качеств влияют наследственные факторы. Наименее тренируемыми качествами являются быстрота, гибкость, скоростно-силовые возможности. Многие физиологические показатели, такие как МПК, анаэробные возможности, максимальная величина ЧСС, рост жизненной емкости легких и др. имеют генетическую зависимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: