Содержание конкретных средств и методов психологической подготовки, применяемых современными психологами, раскрывает следующая классификация.
По цели применения средства и методы психической подготовки делятся на: 1) мобилизующие, 2) корригирующие, 3) релаксирующие;
по содержанию:
1) психолого-педагогические, 2) преимущественно психологические, 3) преимущественно психофизиологические.
В свою очередь, в первой группе могут выделяться:
1) убеждающие; 2) направляющие (те и другие - преимущественно словесные); 3) двигательные; 4) поведенческо-организующие средства;
во второй:
1) суггестивные (внушающие), 2) ментальные (сочетающие воздействие словом и образом), 3) социально-игровые средства;
в третьей:
1) аппаратурные, 2) психофармакологические, 3) дыхательные, 4) комбинированные (например, дыхательно-двигательные).
По сфере воздействия дифференцируются:
1) средства, направленные на коррекцию перцептивно-психомоторной сферы (т.е. на качества, связанные с восприятием ситуации и моторными действиями), 2) средства воздействия на интеллектуальную сферу, 3) средства воздействия на волевую сферу, 4) средства воздействия на эмоциональную сферу, 5) средства воздействия на нравственную сферу;
по адресату:
1) средства, направленные на психическую подготовку тренера, 2) средства управления непосредственно спортсменом или командой;
по времени применения:
1) предупреждающие, 2) предсоревновательные, 3) соревновательные, 4) постсоревновательные;
по характеру применения:
1) саморегуляция (аутовоздействия), 2) гетерорегуляция (воздействия других участников педагогического процесса - тренера, психолога, врача, массажиста и т.д.).