III.3 Календарные технологии

Официальная история предлагает нам историческую картину, в которой человечество уже тысячелетия пользуется солнечным календарем, уже более тысячелетия хорошо ориентируется в звездном небе, и капитаны судов уже много столетий умеют по этому звездному небу определять свои координаты и ориентироваться в океане. А вот разумной картины того, как цивилизация овладела этими знаниями, в ТИ не предлагается. Более того, наряду со знаниями достаточно высокого уровня в ТИ одновременно уживаются примитивнейшие заблуждения, полностью исключающие это более серьезное знание.

Какие, к примеру, необходимы условия, чтобы удалось построить карту звездного неба?

– Во-первых, необходимо, чтобы кому-то это было интересно, нужно и понятно в русле его основного занятия, и так, чтобы у него было время и возможность этим заниматься, и была соответствующая исследовательская культура. Годится ли для этого скотовод, земледелец, охотник? – Нет. Ни один из них не подходит ни по одному из указанных параметров, а необходимо сочетание их всех сразу.

Может быть эту работу выполнили капитаны судов? – Исключено. У капитана судна огромное количество чисто практических задач. У него нет времени и возможности для созерцания неба. Он может пользоваться теми астрономическими знаниями, которые ему совершенно необходимы, и которым его обучили в учебном заведении, готовящем морских офицеров, но создать эти знания капитан судна не в состоянии.

В ТИ астрономические знания добыты мифическими жрецами. Если взглянуть на современных религиозных служителей, то несложно понять, что и такой вариант исключен. Это люди занятые чисто практическими задачами, предельно загруженные своей основной работой, к тому же с менталитетом очень сильно сдвинутым в сторону догматизма, что не позволяет заниматься исследованиями в новой, к тому же достаточно абстрактной области, не дающей какого-то ощутимого полезного выхода. И это сегодня, с общей культурой человечества по иному воспринимающей исследование нового, в отличие от древности, когда повсеместно господствовало догматическое мышление.

Во-вторых, необходима культура картографии, умение рисовать, наличие носителей для записей (бумаги) и чернил или красок. Наконец, именно для изучения звездного неба необходимы оптические приборы: телескоп (подзорная труба), астролябия (для измерения положения одних небесных объектов относительно других). А чтобы капитан судна (основной и фактически единственный пользователь этих знаний) мог с помощью своих астрономических знаний ориентироваться по небу, необходимы: компас, секстант, и достаточно точный хронометр (с крутильным маятником), не боящийся судовой качки.

При этом культура картографии, умение рисовать нужны не только для создания атласа звездного неба. Без этого умения вообще невозможно разобраться в небесной механике. Отличить неподвижные объекты неба (звезды) от подвижных (планет, их спутников, комет) при условии, что точка Земли, откуда мы ведем наблюдения, сама движется относительно звездного неба, можно только в результате рисования (или лучше фотографирования) звездного неба и сравнения рисунков (фотографий). А это уже очень серьезный уровень работ, который невозможно выполнить на любительском уровне без долгосрочного оплаченного заказа, без изготовления измерительных (угловых) и оптических приборов.

Таким образом весь этот набор условий почти однозначно приводит нас в девятнадцатый век, когда заказ стал политическим (для фальшивой истории) и военным (для военных судов), и заказчиком исследований стало государство.

Но вернемся к разбору более простой технологии – определения начала года по солнцу. Выше же мы установили, что единственный вариант в древности определять начало года по направлению захода (или восхода) солнца в обсерватории. Причем естественным началом года в этом случае могли стать дни равноденствий, что вообще-то не обязательно. Просто в дни равноденствий чувствительность метода наивысшая, и направление восхода солнца – восток, а захода – запад.

Однако направление захода (или восхода) особого значения в разумных пределах не имеет. Во-первых, в древности определение направлений: север, юг, восток, запад – пока не было компаса, не было исследовано звездное небо и ничего не знали о Полярной звезде, само представляло проблему, к тому же никому не было нужно. Во-вторых, направление восхода и захода солнца даже в дни равноденствий от года к году колеблется в пределах 0,4 градуса.

Так что обсерватория в принципе может быть «настроена» на любое направление, близкое к западному, и тогда заход солнца в этом направлении будет происходить два раза в год (весною и осенью) в одни и те же дни года. Один из этих дней, к примеру, весенний, имеет смысл выбрать в качестве естественного начала года. Точность определения начала года будет наивысшей возможной в тех условиях, если направление будет близко к западному, и выбранное начало года будет совпадать с весенним равноденствием.

По ТИ солнечным циклом в цивилизации пользуются уже более двух тысяч лет. А как определяли начало года? – В ТИ по этому поводу никакого ответа нет. Более того, есть некоторые странности, когда, как выясняется, этого делать не умели именно те, кто уже много веков жил по солнечному календарю. Непременным дополнением к умению определять день равноденствия, как мы выяснили, должно быть наличие подходящей для этого обсерватории. Здесь в ТИ тоже, естественно, проблема. Раз нет подробной технологии, то нет и инструмента, и разъяснения, как он был создан, и как было получено необходимое знание.

Нормальный научный подход к проблеме требует разбора технологии, описания используемого инструмента, а поскольку исследовательской культуры в то время еще не было, то очень существенным дополнением к технологии станет объяснение, как люди вышли на это знание. В ТИ по этому поводу ничего, а в предлагаемой концепции?

– В шестнадцатом веке уровень культуры и техники таков, что ни о каком научном исследовании звездного неба или направлениях восхода или захода солнца речь даже идти не могла. Это ни кому не было нужно (суда плавали только вдоль берегов), никто не подозревал, что в результате исследования звездного неба может быть практическая польза, полностью отсутствовала культура и техника картографии, и полностью отсутствовала культура абстрактных исследований, без конкретного видимого на месте приложения получаемых результатов.

С солнечным календарем в конце шестнадцатого века, по большому счету, цивилизации сильно повезло. Случайно получили знание, которое, как потом оказалось, опередило общую культуру того времени на два столетия. Строили город-крепость Московский Кремль столицу мировой империи, а дополнительно получилась обсерватория для исследования солнечного цикла по заходам и восходам солнца.

Случайно совпали три условия: потребность в календаре на основе солнечного цикла для сбора налогов с сельских жителей, случайное строительство обсерватории, годящейся для исследования дней равноденствия, постоянное пребывание в этой обсерватории фактического руководителя империи (Бориса Годунова) самого образованного человека планеты, обладающего к тому же необходимыми полномочиями (для сбора Земского собора и определения повестки его заседания).

В течение года солнце проходит от одного тропика до другого и обратно. Тропики расположены на широтах 23 градуса южной и северной широты. Во время прохождения над экватором (вблизи дней равноденствия) солнце по широте смещается приблизительно на 0,4 градуса в сутки. Фиксировать угловое положение солнца, чтобы потом сравнивать результаты разных дней, проще всего именно во время восхода или захода. Наблюдатель должен заход или восход наблюдать на подходящей для этого шкале с делениями. Разберем подробнее, как была устроена обсерватория, как она работала, и как люди научились ею пользоваться.

Московский Кремль это крепость общей площадью ~ 27,5 га, с общей протяженностью стен 2235 метров, 20 башнями (первоначально 18), 5 из которых проездные. На стенах крепости расположены зубцы – мерлоны для защиты стрелков. Их высота 2 – 2,5 метра, толщина 65 – 70 сантиметров. Количество зубцов – 1045 (период следования зубцов ~ 2м). Высота стен, не считая зубцов, от 5 до 19 метров (с наружной стороны).

Несколько смещенная к юго-западу от центра Кремля расположена Грановитая палата. На сегодняшний день это самое древнее здание на планете.

В шестнадцатом веке это было к тому же и самое высокое двухэтажное каменное строение. Там заседали Земские и Вселенские соборы, там в главном зале планеты происходили все торжественные мероприятия с участием руководителей империи, а позже Московии. Это было основное место работы имперского и московского руководства в расширенном составе.

Первый этаж Грановитой палаты для технических и хозяйственных нужд. На втором этаже квадратный зал площадью 495 квадратных метров и высотой 9 метров с 18 окнами. До строительства дворца, примыкающего к палате с одной из сторон (западной), было, вероятно, 24 окна. Общая высота здания (до верха крыши) около 20 метров. С учетом того, что само здание было в высшей точке крепости, это выше стен крепости и даже чуть выше первоначальных высот некоторых кремлевских башен, без учета шатров и шпилей, надстроенных на башнях позже. Следовательно все верхние части стен Кремля, в любом направлении были из палаты открыты для обзора.

Сегодня оба интересующих нас направления застроены более высокими зданиями, так что обзор стен Кремля из окон Грановитой палаты невозможен. Но все это уже постройки девятнадцатого века. В шестнадцатом веке из окон Грановитой палаты были видны все стены во всех направлениях, в конце восемнадцатого века, по крайней мере, еще была видна западная стена Кремля. Оружейная палата и Большой Кремлевский Императорский дворец, перекрывшие западное направление обзора из Грановитой палаты, построены при Николае I, который уже не знал о дополнительных функциях западной Кремлевской стены и Грановитой палаты.

До стен Кремля от Грановитой палаты в направлении на запад около 190 метров, в направлении на восток – 340. Если условно за точку отсчета принять центр палаты, то в западном направлении до стены ~ 200 м, в восточном ~ 350 м.

При шаге зубцов стены ~ 2м и расстоянии до наблюдателя ~ 200м. Угловой шаг «шкалы» (зубцов) в западном направлении ~ 0,01 радиана или 0,58 градуса. В восточном направлении при расстоянии ~ 350 м угловой шаг «шкалы» ~ 0,33 градуса. Вблизи дней равноденствия солнце смещается на 0,4 градуса в сутки. Так что если наблюдать из Грановитой палаты, то и при восходе, и при заходе солнце смещалось каждый день на заметную величину, около одного зубца. И так происходило из дня в день год за годом.

Естественно, это видел и царь, и любой боярин, который сидел на заседаниях в палате на своем постоянном месте. Жили многие из бояр здесь же в Кремле. Из своих жилищ, когда не было заседаний, они тоже видели регулярность этого движения солнца, хотя участки шкалы (кремлевской стены с зубцами) и угловые размеры были с других точек наблюдения иными. Так что за несколько лет такого общего наблюдения, даже без какой-то исследовательской культуры у людей того времени, обмен мнениями происходил, и стало понятно, что направление восхода и захода солнца вполне годится для того, чтобы на его основе вести солнечный календарь. Особых споров не было.

Однако каждый созерцал этот эффект со своей точки наблюдения. Чтобы раз и навсегда «назначить» начало года, надо было однозначно выбрать точку наблюдения и точку шкалы (зубец на стене Кремля). Самым естественным вариантом было выбрать уже не зубцы на стенах Кремля, а сквозное окно в одной из башен. На Восточной стене для этого более или менее подходила башня Константина и Елены, на западной – Колымажная (позже Комендантская). В качестве точки наблюдения лучше всего было выбрать одно из верхних небольших окон палаты. Если все остальные окна занавесить плотными шторами, то чуть позже захода, при прохождении солнца в определенные дни через «ловушку», сквозное окно в Колымажной башне, или аналогично чуть раньше восхода при прохождении солнцем ловушки в башне Константина и Елены, зал Грановитой палаты должен был на несколько минут освещаться.

Сколько дней и в какое время в году наблюдался этот эффект?

Для начала определим длительность эффекта. Солнце за сутки вблизи дней равноденствия смещается на 0,4 градуса. Угловой размер (диаметра Солнца), наблюдаемый с Земли, ~ 0,55 градусов. Во время восходов и заходов солнце визуально кажется крупнее из-за того, что этот размер увеличивается приблизительно вдвое за счет искривления солнечных лучей в атмосфере. Так что наблюдаемый размер солнца становится около 1,1 градуса, и на собственный размер солнце будет смещаться почти трое суток. Полное смещение солнца, которое будет нас интересовать, это угловой размер солнца плюс угловой размер ловушки (сквозного окна в башне). Время, необходимое для прохождения этого расстояния – отношение этого полного смещения к угловой скорости перемещения солнца. Размер ловушки должен быть значительно меньше углового размера солнца (скажем, 0,1 – 0,2 градуса), чтобы не вносить заметную дополнительную погрешность в измерение. Так что время в течение которого будет наблюдаться эффект составит три дня, если солнце удачно попадет в ловушку, и эффект будет наблюдаться четыре дня, если солнце попадет неудачно (сдвинутое в первый день на 0,2 градуса). В этом случае эффект одного дня разделится на два. В первый и последний, четвертый день наблюдаемый эффект будет заметно короче по времени, поскольку в ловушку будет попадать только край солнца.

Ориентация рассматриваемых башен относительно Грановитой палаты определит дни в году, когда каждая из них позволит наблюдать эффект. В дни равноденствий солнце должно заходить на западе, а всходить на востоке с погрешностью менее 0,2 градусов (половина от суточного смещения солнца). Колымажная башня находится от Грановитой палаты почти точно на западе, на 1 – 1,5 градуса (в среднем ~ 1,25) смещена к северу. Это сдвинет средний день (второй) из трех, во время которых наблюдается эффект, на три дня от дня равноденствия в сторону летнего солнцестояния (1,25 / 0,4 = 3,1). Башня Константина и Елены смещена к северу от восточного направления приблизительно на 9 градусов. В результате этого эффект на этой башне можно наблюдать сдвинутым приблизительно на 23 дня от дней равноденствия в сторону летнего солнцестояния. Заседания естественнее проводить в вечернее время, чем рано утром, к тому же дни, когда наблюдался эффект на Колымажной башне, ближе к дням равноденствия, что делает метод чувствительнее. Так что для измерений, очевидно, использовалась Колымажная башня.

Эффект наблюдался три дня, если попадание солнца в ловушку было удачным. Весной это были три дня после дня равноденствия: через двое суток, через трое и через четверо. Осенью дни, в которые наблюдался эффект, предшествовали дню равноденствия. Они были за двое, трое и четверо суток до дня осеннего равноденствия. Так что получившаяся обсерватория вполне позволяла практически определять дни осеннего и весеннего равноденствия, хотя и с некоторыми дополнительными сложностями. Как это происходило практически, разберем позже.

Начало нового года, естественно, предполагалось каждый раз определять в обсерватории. Никто заранее его не планировал и не вычислял. Не умели еще этого. С новолуниями дело обстояло именно так. Отличие было только в том, что новолуние мог наблюдать каждый, а здесь вопрос решался в единственной на всю планету обсерватории. В достаточно большой империи с уже развитым делопроизводством это оказалось неудобно.

На периферии не знали как датировать документы, пока не приходило распоряжение из центра. К тому же всплыл непростой технический вопрос, как объяснить на периферии, с какого именно момента начался новый год, если гонец добирался до места несколько дней, и считать дни, проведенные в пути, не умел. Нужна была общая точка отсчета. Единственное приемлемое техническое решение состояло в том, чтобы в письме указывать точную длину в днях закончившегося года (за точку отсчета принимать начало прошедшего года). Тогда на месте могли вычислить день, с которого начинался новый год.

Два – три года работы такой системы продемонстрировали крайнее ее неудобство, но сделанные ежегодные расчеты показали, что год все время оказывается одной длины – 365 суток. Очередной, собранный по этому поводу, Земский собор принял решение сделать длину года декретной – 365 суток, а не определяемой по факту измерения весеннего равноденствия. Это был достаточно серьезный переворот в сознании, масштаб которого с нынешнего уровня культуры оценить непросто. После этого каждый уже сам мог вычислять начало нового года и правильно датировать документы.

На несколько последующих лет сложностей с определением начала года не стало. Однако на смену одной проблеме постепенно пришла новая. Год длиной 365 суток достаточно сильно отличался от природного солнечного цикла. За каждые четыре года набегала погрешность, смещавшая день весеннего равноденствия еще на сутки от официального начала года. Официальное начало года все сильнее и сильнее опережало весеннее равноденствие.

Первоначально это ощущали только те, кто имел доступ в обсерваторию – царскую палату, и их это не пугало, поскольку надо было еще понять, носит это смещение дня весеннего равноденствия относительно начала года случайный или систематический характер. Через тридцать лет стало понятно, что смещение систематическое.

Позволял ли уровень культуры того времени предложить систему високосных годов, сказать сложно. Делить и умножать еще не умели. Поэтому правильно сформулировать и обсчитать наблюдаемый эффект было совсем непросто. Годунов это гений своего времени, продвинувший культуру цивилизации очень далеко. Если бы у него не было в этой части иных проблем, возможно он и справился бы с задачей, но перед ним стояли гораздо более важные политические задачи, к тому же власть он потерял и последние десять лет жизни провел в заточении. Поэтому в Коране он настаивает на том, чтобы вернуться к лунному циклу. Причины этого не указаны, но мы их знаем из исторической концепции: политическую – переход на точку отсчета от представителя своей династии, и технологическую – погрешность солнечного календаря.

Один раз Годунов, накануне потери им власти, уже перевел летоисчисление, сделав его от собственного рождения. В ТИ зафиксировано всего одно событие по этой календарной шкале, это «переселение пророка в Медину в 622 году». По шкале от рождения Ивана IV в 622 году Годунова уже не было в живых, поэтому иных вариантов для его переселения просто не остается. Такая датировка этого события могла быть дана только по шкале от рождения самого Годунова.

Введение нового календаря оставило незначительный след в истории, но для нас оно оказывается интересным с двух точек зрения. Во-первых, оно показывает технологию перехода с одного солнечного календаря на другой при действовавшей тогда культуре и традициях. Начало года остается прежним, просто меняется номер текущего года, что смещает начало летоисчисления. За раз не более одного изменения. Причем в данном случае полная аналогия с тем, как происходил переход с одного лунного календаря на другой при смене императора. Здесь же менялась правящая династия, соответственно отсчет от рождения одного основателя династии сменялся отсчетом от рождения основателя новой династии.

Во-вторых, позже именно эта шакала от рождения Годунова позволит нам восстановить и предшествующие шкалы.

Через 60 лет после введения солнечного календаря начало нового года сместилось уже более, чем на две недели, что стало заметно и без обсерватории по вторичным сезонным признакам. В 638 (1655 Григ.) году императором короновался Константин I. Представители Великого Рязанского княжества начали переговорный процесс с Московией об отказе от солнечного календаря и переходе на лунный на основе прежней традиции, от даты рождения мирового императора. Политический интерес Московии был против этого, политический интерес Астрахани – за. А решение оставалось в компетенции законодателей, и приниматься оно должно было не из политических, а чисто технических соображений, Подготовительный переговорный процесс тянулся много лет и завершился I Вселенским собором в 649 (1666 Григ.) году.

Вселенский собор, определив практически дату весеннего равноденствия по действовавшему тогда календарю, из-за неточности солнечного календаря принял решение перейти на лунный календарь от рождения Константина I. Текущему году в соответствии с традицией надо было приписать такой номер, сколько лунных лет на тот момент было мировому императору. Никто лунного календаря не вел, делить и умножать еще не умели, но путем сложений и вычитаний число лунных годов, прошедших от дня рождения Константина I – 16.11.622. до текущего момента законодатели вычислить сумели. Мировому императору во время проведения собора шел 325 лунный год. Этот год и оказался вписан в ТИ как год проведения I Вселенского собора. Мир перешел на лунный календарь. Однако с учетом уже сложившейся традиции и накопленного опыта при ведении солнечного календаря он стал непрерывным сквозным, продолжавшимся и после его смерти.

История I Вселенского собора в ТИ очень наглядно показывает технологию формирования полуправды, которая потом оказалась вписанной в официальную историю. Согласно ТИ проходил собор в Никее в 325 году. Его основной темой было упорядочение определения даты Пасхи во всем христианском мире. Весеннее равноденствие в году проведения собора пришлось на 21 марта. Римляне же неверно определяли день равноденствия и считали, что он приходится на 18 марта.

Начнем с места проведения. Единственным местом на планете в то время, где можно было практически определить день весеннего равноденствия, был Московский Кремль. Так что настоящее место проведения собора ни малейших сомнений не вызывает. А «никея» по-арабски это обустройство. Решался важный вопрос устройства цивилизации.

Пасха в то время тоже никого не могла интересовать, поскольку религия и христианские ритуалы складывались много позже, а календарь, по которому жить цивилизации, был исключительно важным практическим и политическим вопросом.

А далее начинается полуправда. Собор проходил, когда действовал солнечный календарь. Это правда. Год проведения 325 – тоже правда. По хиджре 325 лунный год начался в первой половине марта, а закончился в первой половине апреля 1666 григорианского года. День весеннего равноденствия как раз и могли практически измерять во время работы собора.

Эффект попадания солнца в «ловушку» обычно наблюдался три дня, при удачном попадании равноденствия. Такие удачные попадания были в 1594 и 1784 годах. При неудачном же попадании равноденствия эффект наблюдался четыре дня, с ослабленным эффектом в первый и четвертый дни.

Прошло 72 года с введения солнечного календаря. Весеннее равноденствие сместилось на 17,44 суток (за 128 лет смещение составляет 31 сутки), и должно было еще приходиться на 18 марта. Но дробный остаток 0,44 почти равный половине показывает, что попадание в это равноденствие было неудачным, и эффект должен был наблюдаться четыре дня.

Представители московского княжества настаивали на том, что днем равноденствия надо считать 18 марта. А их оппоненты, желая максимально опорочить солнечный календарь, утверждали, что равноденствие было 21 марта.

В официальной истории суть событий переиначена. Византийцы как бы правильно измеряли день равноденствия, а «глупые римляне», уже несколько веков пользовавшиеся солнечным календарем, не умели определять весеннее равноденствие и ошибочно считали его приходящимся на 18 марта. Римлянами же, если вспомнить, что Москва это «Третий Рим», представители московского княжества тоже названы как бы не без оснований. Так что в ТИ по поводу этого собора «почти все правда».

Однако отличие научной истории от антинаучной состоит в том, что кроме самого факта, даже если он и оказывается «подтвержден» источниками (а как это делается, мы выше уже видели), всегда еще ставится вопрос: «почему так, а не иначе?». Соответственно создатели ТИ, получив в доказательства своей версии «настоящие данные из протоколов собора», успокоились на этом, нисколько не озадачившись вопросом, а как цивилизация дошла до того, что день весеннего равноденствия стал приходиться на 21 марта. Не было у них такой задачи. В научной же истории именно этот вопрос оказывается основным, а источники, поскольку совершенно строго доказать их подлинность невозможно, хоть и учитываются, но отходят на второй план.

В результате из-за сильного смещения дня весеннего равноденствия от 1 марта в древности люди отказались от солнечного календаря из-за его неточности, а фальсификаторы истории, решая текущие политические задачи середины девятнадцатого века, опираясь на «исторический факт» – «измеренное византийцами равноденствие, пришедшееся на 21 марта», два столетия спустя всю цивилизацию перевели на этот неестественный календарь.

Зачем это делалось, понять несложно. Григорианская реформа проводилась для того, чтобы сделать Россию исторически отсталой, перехватить у нее все ее культурные достижения древности, в частности оторваться от российской календарной истории. Европа становилась преемницей древней культуры, а отсталая Россия оставалась на задворках Европы, отставала во всем, даже в календарях.

«Исторический факт», что в 325 году весеннее равноденствие приходилось на 21 марта позволял почти идеально решить эту задачу. Юлианский календарь отстает от природных часов за 128 солнечных лет на сутки. Соответственно к середине девятнадцатого века должно было получиться смещение на 12 суток. Весеннее равноденствие в високосные годы должно было приходиться на 9 марта (так по современному юлианскому календарю). Реально же оно приходилось на 8 марта.

Чтобы поправить это небольшое несоответствие, провели дополнительную календарную реформу, изменили длины месяцев, представив это в ТИ как две отдельные древние календарные реформы. Сначала изменили длины четных и нечетных месяцев, сделав нечетные длиннее, как бы в честь Юлия Цезаря. Потом еще поменяли длины месяцев, с августа по декабрь, как бы в честь Октавиана Августа. В результате этого февраль стал короче, и при том же начале нового года – 1 января, весеннее равноденствие по юлианскому календарю середины девятнадцатого века сместилось на 9 марта. Юлианский календарь стал современным.

Кроме прочего несколько интересных моментов из ТИ в связи с I Вселенским собором все же удается извлечь. Во-первых, мы получили подтверждение сделанного расчета о работе обсерватории, согласно которому в «неудачные годы» эффект попадания солнца в ловушку наблюдался четыре дня. Соответственно, вероятно, будет справедливым утверждение, что в удачные годы он будет наблюдаться три дня, как и должно быть по расчету. Во-вторых, если эффект в 1666 году наблюдался с 18 марта, то в год введения солнечного календаря он должен был наблюдаться с 1 марта по календарю 576 (1594) года, и получается, что никто не пересчитывал начало года на настоящий день равноденствия, а началом года был объявлен первый из дней, когда собственно наблюдался эффект, что в общем-то естественно. Т.е. если сделанные выше расчеты по дням, в которые наблюдался эффект, верны, то начало года в 576 (1594) году было не в день равноденствия, а на два дня позже. Соответственно термин «равноденствия» в ТИ относился не к самому дню равноденствия в современном смысле, а к первому из дней, когда наблюдался эффект попадания солнца в ловушку.

Заодно мы ответили и на еще один существенный вопрос, возникший ранее. Почему вычисление момента перехода с хиджры на солнечный календарь дало нам не 1, а 16 марта 1784 года. Во-первых, день весеннего равноденствия в 622 году за 46 лет пользования солнечным календарем без високосных лет уже сместился на 11,5 суток, и 16 января по нему было сдвинуто относительно естественного начала года. Во-вторых, 16.11.622 не было датой новолуния, а было датой рождения императора Константина I, зафиксированное по действовавшему тогда солнечному календарю. Нулевое новолуние, от которого следовало вести начало хиджры, было за несколько дней до того. Все это вместе и обеспечило отклонение на 15 суток.

Сам же Константин I – календарный прототип Иисуса Христа, от которого идет наше нынешнее летоисчисление. Поэтому, когда мы хотим подчеркнуть, что какая-то дата по нашему летоисчислению, мы употребляем сохранившийся от прежних времен штамп – «от Рождества Христова», хотя позже дата «Рождества Христова» была передвинута на 25 декабря, и этот штамп уже стал анахронизмом, не соответствующим вкладываемому в него смыслу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: