III.1 Измерение времени

Измерение времени надо рассматривать в совокупности с тем, кому и зачем нужно его знать. Любое новшество возникает как результат двух факторов, во-первых, потребности, во-вторых, возможности. Вот с этих точек зрения и подойдем к измерению времени в древности.

Для измерения времени используются естественные стабильные природные циклы. Их три. Период обращения Земли вокруг своей оси дает основной вклад в суточный цикл. По нему живет вся биосфера планеты и человек в том числе. Он представляет собой основу любого календаря. Даты, как правило, учитываются с точностью до суток. И мы в дальнейших расчетах примем этот цикл за единицу.

Период обращения Луны вокруг Земли дает основной вклад в лунный цикл, продолжительностью в среднем около 29,53059 суток, в котором меняются фазы луны, т.е. форма видимой с Земли освещенной солнцем части Луны. Влияние этого цикла на естественную жизнь биосферы Земли гораздо меньше, чем двух других, но он представляет собой практически уже законченный природный календарь, по которому можно измерять время с точностью до суток. Поэтому, как только такая потребность в цивилизации возникает, его начинают использовать.

Третий цикл, обращения Земли вокруг Солнца, в результате которого меняется ориентация Земной оси относительно Солнца, продолжительностью около 365,2422 суток. Этот цикл ощущается двояко, во-первых, в природных циклах, по которым живет вся биосфера планеты, во-вторых, в положении солнца, высотой его над горизонтом и направлениях восхода и захода.

Годичный природный цикл исключительно важен для всей биосферы планеты и человека. С ним связаны естественные биологические циклы, ему подчинена хозяйственная деятельность человека. Поэтому им, естественно, пользовались для оценки времени. Однако эта оценка была привязана к вторичным погодным проявлениям солнечного цикла, таким как первый снег, ледоход и т.д. Погрешность такого измерения времени две – четыре недели. В некоторых случаях этой точности хватало, в некоторых – солнечный цикл уже не годился. Поэтому от возможностей, предоставленных человеку природой в древности, перейдем к потребности измерять время.

А такая потребность возникает достаточно часто по самым различным поводам. Причем во многих случаях время оказывается наиболее удобным мерилом и величин, имеющих явно иную размерность. На вопрос о расстоянии до места назначения или объеме оставшихся работ сегодня вполне естественен ответ в единицах времени.

Все сельские производственники, земледельцы, скотоводы, собиратели, охотники учитывают время в своих делах. Они планируют некоторые виды работ заранее, а начав какую-то работу, как правило, знают, что им предстоит делать через день, два, через месяц или даже полгода. Но заглядывать вперед более чем на солнечный цикл (365 суток) им нет никакой необходимости. Все их производственные решения принимаются на основании вторичных природных проявлений солнечного цикла: ледохода, первого снега, сева, уборки урожая и т.д.

Ремесленникам тоже приходится планировать свои действия и как-то измерять время. Но все их времена в производственных процессах измеряются сутками, очень редко месяцами, и практически нет тянущихся годами. Наконец, опять же все производственные решения принимаются по состоянию объекта, с которым идет работа. Время используется только как ориентировочный параметр, от которого ничто всерьез не зависит.

В принципе есть более длинные процессы. К примеру, вино выдерживается годами. Однако точность измерения времени в подобных процессах не нужна. Достаточно число лет измерять по вторичным признакам, да и точно знать это число лет нет необходимости.

Первая производственная потребность измерения времени возникает в ростовщическом бизнесе. Здесь уже необходим учет времени и его запись. В этом бизнесе происходит первичное опробование учета времени, выявляются проблемы и практические способы их преодоления. Какие природные циклы здесь используются? – В принципе все три. Кредит может даваться на несколько дней, месяцев, лет. Учет первых двух циклов может быть проведен с точностью до суток, а третий цикл проще всего привязать к вторичным сезонным признакам. И такой точности в договоре кредитования практически всегда достаточно.

Следующий качественный рубеж в потребности измерять время достигается в цивилизации после возникновения государственности и появления налогов. Основная масса налогов взималась с горожан с некоторой периодичностью. Таким характерным удобным циклом оказывался лунный цикл, около одного месяца. Получение налогов должно было как-то фиксироваться и учитываться. К примеру, характерной точкой отсчета становилось каждое новолуние. Но при этом возникала проблема, как формально отличить одно новолуние от другого, так чтобы при учете было всем понятно, что налоги уплачены именно за этот лунный цикл (месяц), а не предыдущий. Приходилось каждый лунный цикл в пределах года идентифицировать по вторичным, погодным признакам солнечного цикла. У лунных циклов, месяцев, возникли как бы сезонные названия, привязанные к солнечному циклу. Отсюда первичные природные названия месяцев года, которые и сегодня сохранились, к примеру, в украинском языке.

Потребность измерять время на более продолжительных отрезках возникает для упорядочения вопросов наследования в земледельческой зоне, где живут семьями и вопрос наследования имущества и семейного бизнеса в случае смерти главы семейства встает постоянно. Законы наследования при семейном укладе требуют четко определенных приоритетов в наследовании по степени родства и старшинству. А это требует вести непрерывный учет времени на протяжении жизни каждого горожанина, т.е. шкала времени должна стать сквозной непрерывной или приближенной к таковой, чтобы вопросы, существенные при наследовании имущества, могли быть на основании ее однозначно решены.

Без каких-то дополнительных усилий для этого годятся два природных цикла, суточный и лунный. Но поскольку речь идет об измерениях длительных отрезков времени, соизмеримых с продолжительностью жизни человека, то удобнее использовать более длинный лунный цикл. Реже надо вести учет, и числа, потребные для такой работы будут, по крайней мере, в тридцать раз меньше, чем при суточном учете времени. А это существенно, поскольку умение считать и письменно отображать расчеты в цивилизации тоже развивается постепенно.

Одна из проблем, возникающая в этой связи, состоит в том, что любой природный цикл представляет собой периодическую стабильно повторяющуюся во времени функцию, и в рамках собственно самого цикла нет возможности отличить один период от следующего. Нужна дополнительная точка отсчета во времени. Причем эта точка отсчета должна быть общедоступной, осязаемой всеми заинтересованными в измерении времени субъектами, и, грубо говоря, «быть под рукой» именно в спорных ситуациях в суде при решении вопросов наследования. Это оказывается весьма существенной проблемой, так что нет ничего лучше даты рождения князя-судьи. Так возникает первый календарь в цивилизации, в котором считаются лунные циклы, а за точку отсчета принимается дата рождения судьи-князя. Имя-должность Иоанн приобретает смысл точки отсчета. В частности, для этого Иоаннов начинают считать по порядку, и это позволяет хотя бы ориентировочно определить время, когда был впервые введен такой календарь.

Предыдущая шкала времени прерывается вместе со смертью судьи-князя и вводится новая от даты рождения его преемника. Если говорить об общей шкале времени, то она разрывная, состоящая из отдельных шкал, но их вполне можно сшить между собой, поскольку дата рождения нового судьи по старой шкале определена.

Почему календарь сразу не становится сквозным, идущим от одной уникальной точки отсчета? – Для этого надо уметь считать и отображать численные значения. Умение считать больше чем до тысячи возникает не сразу. Только после этого появляется техническая возможность сделать лунный календарь сквозным.

После того, как лунным циклом для учета длительных отрезков времени уже пользовались какое-то время, переходят на солнечный цикл. Он удобнее в нескольких отношениях.

Во-первых, налоги с сельских работников естественнее собирать в конце экономического года, привязанного к солнечному циклу. Отсюда происходит Юрьев день – финансово-экономический конец года. К этому времени надо было заплатить все налоги, после чего можно было сменить место жительства или вид деятельности. Поэтому потребность перейти на солнечный цикл возникает вместе с государством-империей, когда от налогообложения горожан перешли к налогообложению и сельских жителей.

Во-вторых, с переходом на солнечный календарь уменьшаются числа, необходимые для учета времени. А это, не меняя системы счета, не усложняя ее, позволяет перейти на сквозное летоисчисление. В государстве-империи, где жизнь усложняется, число различных государственных шагов, требующих своей фиксации во времени, возрастает, разрывные календарные шкалы становятся крайне неудобны.

Потребность перейти на солнечный цикл возникает вместе с государством-империей, а когда появляется техническая возможность для этого?

В отличие от двух других более коротких стабильных природных циклов, солнечный цикл ощутимо проявляется в погоде. Но это проявление вторично и потому не настолько стабильно, чтобы опираться на него при точном измерении времени. Точное измерение времени здесь возможно только по ориентации Земли по отношению к Солнцу. Это проявляется в длительности светового дня, направлении восхода и захода солнца и высоте солнца над горизонтом в течение дня. Хотя все эти проявления ощутимы непосредственным образом, однако для определения точной величины периода солнечного цикла их необходимо в течение года измерять и фиксировать измерения для обобщения. Т.е. это уже будет представлять собой научное исследование.

Какого уровня необходимы исследования для определения длительности солнечного цикла? Методик, грубо говоря, две. Можно исследовать дни летнего или зимнего солнцестояния с самым длинным и самым коротким световыми днями в году, а можно исследовать дни весеннего и осеннего равноденствия, когда длительность светового дня равна длительности ночи. На то время эти исследования представляли собой измерения высшей точности, а чувствительность любых методов в дни равноденствия во много раз превосходят чувствительность всех методов в дни солнцестояний. Поэтому имеет смысл рассматривать исследования только дней равноденствия. Принципиальных методик исследования дней равноденствия тоже две. Одна методика состоит в сравнении длительности светового дня и ночи. Она проста, но требует для реализации достаточно точных часов. Первые часы, обеспечивающие такую точность, маятниковые и появились, как будет показано далее, только в девятнадцатом веке.

Другая методика состоит в фиксации направления восхода и захода солнца. Технически эта методика возможна в глубокой древности, но для своей реализации требует простейшей обсерватории с исследователем, который будет вести письменный учет направлений восхода и захода солнца изо дня в день, чтобы потом обсчитать и обобщить исследования. Простейшая обсерватория, необходимая для этих исследований, представляет собой круг радиусом несколько метров на открытой, чуть возвышенной поверхности, чтобы был виден горизонт и солнце в моменты восхода и захода. А окружность этого круга должна быть выложена, к примеру, из камней, чтобы она представляла собой шкалу для фиксации направления восхода и захода солнца.

В принципе исследования несложные и технически могли быть реализованы в глубокой древности, однако для их реализации необходимо было случайное совпадение нескольких условий. Первое условие – нужна построенная или природная обсерватория, годящаяся для этих исследований. Что нужно было построить, мы знаем сегодня, а тогда никто этого не знал. Поэтому обсерватория могла возникнуть только случайно. Второе условие – в этой случайной обсерватории должен постоянно находиться человек, который занимается измерением и учетом времени. Никакого другого человека случайно обнаруженные результаты этого типа не заинтересовали бы, и он их просто не заметил бы.

Наши предки, жизнь которых очень сильно зависела от погоды, многое умели определять по небу, восходу и заходу солнца и т.д. Но направление восхода и захода для них было малоинтересно. Оно могло заинтересовать только того, кто вел учет времени, занимаясь государственным делопроизводством, умел считать и фиксировать письменно наблюдаемые результаты, так что все это было в русле его основной работы. Т.е. второе условие состояло в наличии достаточно квалифицированного исследователя, который, занимаясь своими основными делами, должен был в этой случайной обсерватории постоянно находиться. А третье условие – это государственная потребность в делопроизводстве на основе солнечного цикла, возникающая с переходом от государственности городского уровня к имперскому.

Лунный календарь мог просто использоваться в том, виде, как его предоставила природа. Для пользования им даже не нужно уметь записывать данные. Солнечный календарь требует уже несколько иной, более высокой культуры. Во-первых, солнечный цикл необходимо было исследовать в специальных условиях (в обсерватории). По другому его однозначно наблюдать невозможно. Во-вторых, для пользования им после того, как исследования проведены, опять же была нужна обсерватория. В-третьих, исследования солнечного цикла уже обязательно требовали умения записывать результаты и хотя бы самым примитивным образом их обсчитывать.

В результате всего этого лунный календарь был продуктом широкого потребления. Им мог пользоваться каждый, у кого была в том потребность. Солнечный же календарь первоначально мог возникнуть только как государственный инструмент. Массовый потребитель мог верность (или неверность) солнечного календаря оценивать только приблизительно по вторичным сезонным проявлениям, в остальном же вынужден был полагаться на решение властей, располагавших обсерваторией. Соответственно пользование лунным календарем могло сложиться стихийно, естественным образом, а солнечный календарь был продуктом достаточно развитой государственности.

Таким образом технологический и экономический анализ приводят нас к выводу, что цивилизация должна была первоначально пользоваться лунным календарем, а потом могла перейти на солнечный, если для этого созревали социальные и технологические условия.

Попробуем понять, как технически должен был осуществляться переход с лунного календаря на солнечный.

До того люди жили от одного новолуния до следующего. В очередную ночь тот, кому это было поручено, обнаруживал, что месяц с убывающего становился растущим, и на следующее утро объявлял об этом всем горожанам. Наступал первый день нового (лунного) года. Счет годов с этого дня увеличивался на единицу.

Новолуние, от которого велся отсчет, было нулевым в нашем современном понимании, а тогда такого понятия, естественно, не было. Цикл, начавшийся за этим новолунием, был первым годом. После первого новолуния первый год завершался и начинался второй год, и т.д. Таким образом новолуние завершало предыдущий цикл и давало начало новому.

По аналогии с этими правилами должны были чередоваться и солнечные годы после введения солнечного календаря. Такую же роль, которую в лунном цикле играло новолуние, в солнечном цикле должно было играть весеннее равноденствие. Оно было как бы естественной природной границей солнечных годов.

Весеннее равноденствие, скорее всего, измерялось по заходу солнца. Сегодня, при наличии у нас часов и предварительных данных о времени захода и восхода в то или иное время года, нет особой разницы между измерением в момент восхода или захода. В древности же, когда часов не было, более естественно было измерение вечером, поскольку положение солнца над горизонтом как раз и являлось теми природными часами, которые заранее предупреждали, что надо готовиться к измерениям.

Результат обнаруженного в обсерватории весеннего равноденствия должен был приводить к тому, что старый год завершался, и следующий день объявлялся первым днем начавшегося нового следующего по счету солнечного года.

А как должен был осуществляться переход с лунного календаря на солнечный? – Здесь практически непременным условием должно было стать попадание на одну и ту же ночь новолуния, завершавшего предыдущий лунный цикл и равноденствия, начинавшего новый солнечный цикл. Невыполнение этого условия означало бы нарушение существовавших традиций, а к ним в то время относились исключительно почтительно, поскольку современной способности к анализу у людей еще не было, и все нормы и правила отстраивались только лишь методом проб и ошибок на основании накопленного опыта.

Отсюда в частности следует, что два нововведения одновременно были практически невозможны. Система могла меняться только в результате пошаговых изменений. Одно изменение за раз, не более.

Поскольку сам переход с лунного цикла на солнечный уже представлял собой существенное изменение, то можно совершенно однозначно утверждать, что никакие другие изменения в правилах и традициях по ведению календарей были в этот же момент невозможны. Так что переход с лунного календаря на солнечный мог происходить только при условии совпадения (попадания на одни сутки) новолуния с весенним равноденствием.

Второй существенный для понимания ситуации момент связан с тем, как осуществлялся счет годов в случае перехода.

С нашей современной культурой более естественным представляется вариант, когда переход на новую систему сопровождается началом новой шкалы с нуля. ТИ тоже психологически готовит нас к этому соответствующими прецедентами. Переселился пророк в Медину, и от этой вполне банальной даты начали новую календарную шкалу. В той же культуре вопрос о том, с чего должна была начинаться календарная шкала, был узаконен. Счет велся от рождения князя. Соответственно изменять это правило одновременно с переходом с лунного цикла на солнечный не стали бы, поскольку это уже было бы второе изменение. При переходе с лунных годов на солнечные счет годов должны были оставить прежним, под годом должны были понимать не лунный цикл, а солнечный, и продолжить уже начатую нумерацию годов.

Насколько все эти рассуждения подтверждены данными истории? – Отвечая на этот вопрос, надо учитывать, что история была фальсифицирована. В официальной истории искажены и спрятаны многие моменты, а календарные, вероятно, являются наиболее существенными среди них, подлежащие наибольшему сокрытию. С учетом этого можно утверждать, что прямо или косвенно подтверждены практически все выводы этой главы.

Данных о использовании лунных календарей в истории предостаточно. Даже сегодня их еще используется немало, хотя, именно в результате фальсификации за лунные календари нам выдают сегодня лунно-солнечные гибриды календарей, которые могли возникнуть только после достаточно серьезного исследования и лунного, и солнечного цикла. Уровень этих исследований соответствует развитию европейской науки второй половины девятнадцатого века. И распространиться эти календари в мусульманском мире могли только во второй половине девятнадцатого века в эпоху активной колониальной политики.

Начало летоисчисления от даты рождения действующего императора ранее было распространено на Востоке. Сегодня похожее летоисчисление сохранилось, к примеру, в Японии.

В основной мировой истории использование чисто лунных календарей спрятано, но следы остались, к примеру, в библии, где патриархи живут по многу столетий. Это может означать только, что переходы с лунных календарей на солнечные были, нумерация была продолжена с сохранением счета годов, и сами эти переходы сегодня в истории скрыты.

К примеру, в ТИ первичный «юлианский календарь» вводится в 46 г. до н.э. Какой календарь был до того, исходя из официальной истории, не очень ясно (есть несколько версий, и все они предельно корявы и нерациональны), но, тем не менее, именно в связи с этим календарем утверждается, что здесь было «благоволение богов» на введение нового календаря. Новолуние попало на начало нового года.

Никакого естественного природного начала нового года кроме дня весеннего (или осеннего) равноденствия нет («солнцестояния» на том уровне точности таковыми не являются). Поэтому на Востоке во многих странах и сегодня новый год начинается со дня весеннего равноденствия. Во время Великой французской революции именно равноденствие (осеннее) произвело на революционеров такое впечатление, что они ввели свой календарь с началом года, приходящимся на это равноденствие.

А почему соизволение богов выразилось в попадании на этот же день новолуния, проще всего объяснить тем, что до того был лунный календарь, очередной лунный цикл как раз завершился, и это позволило перейти на солнечный цикл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: