Определение понятия «социальный образ»

Социологический подход предполагает поиск социальных оснований поведения индивидов. В качестве базового социального фактора, во многом определяющего семейно-брачное поведение людей, мы принимаем общественно принятые и поощряемые образы мужчины и женщины. О них то мы и поговорим в первую очередь.

Одним из самых важных в жизни человека социально значимых комплексов выступают поло-ролевые стандарты поведения. В дальнейшем мы будем именовать термином «социальные образы мужчины и женщины».

Понятие «социальный образ» используется здесь в качестве синонима категории «социальный стереотип». Согласно определению социального стереотипа, данному Е.М.Бабосовым и В.И.Русецкой, последний представляет собой «схематичное, стандартизированное и устойчиво выраженное (фиксированное) представление о социальном объекте или явлении, как правило, эмоционально окрашенное... Его социально-психологическая основа - формирование социальной установки, ценностно значимой для данной личности в ее деятельности и общении, субъективно существующей в виде устойчивого образа, нормы поведения»[16]. Категория «социальный стереотип» достаточно хорошо разработана в социологии. Однако, на наш взгляд, он оценочно не нейтрален, перегружен таким негативным значением, как «предвзятость»[17]. Поэтому мы предпочли родственное ему понятие «образ». Во-первых, потому, что оно эмоционально нейтрально. Во-вторых, позволяет соотнести идентичную фактуру «стереотипа» и «образа» по вектору: «реальный» и «идеальный», что для нас, как будет видно ниже, существенно важно. К тому же, на наш взгляд, эвристическая ценность производного понятия «идеальный образ» состоит в том, что оно имеет две взаимообусловленные стороны, фиксируя одновременно и то, чего человеку недостает, и то, к чему он стремится, каким хотел бы видеть себя и других. Это - своего рода конкретизация жизненного сценария по половому признаку, модуль социального поведения индивида, с одной стороны, имеющий корни в его прошлом социальном опыте, а с другой - обращенный к идеалу, в будущее.

Зная фактуру и динамику изменения в структуре идеальных образов мужчин и женщин, можно более целенаправленно формировать социальную политику органов власти, точнее адресоваться в различных политических и идеологических акциях, в том числе, например, строить предвыборную кампанию, определять концепцию средств массовой информации и пропаганды, решать вопросы экономического характера (реклама, маркетинг, управление персоналом на производстве) и т.д., не говоря уже о нашей непосредственной задаче - повышении качества брачно-семейных отношений. В контексте тематики нашей работы особенно важным является то, что категория «идеальные образы мужчины и женщины» может стать действенным инструментом для диагноза, прогноза и корректировки супружеских проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: