Износ лезвия

 
 

Рис. 8.1. Схема расположения основных дефектов лемеха плуга

Лезвие лемеха затупляется с тыльной стороны. В результате появляется фаска, носок закругляется, и по ширине лемех сужается. Лемех выбраковывают при достижении предельной ширины «затылочной» фаски при работе на средних почвах до 6…8 мм при угле наклона 10°, а при работе на тяжелых почвах — 3…4 мм при угле 20°.

Форму и фаску лезвия лемеха восстанавливают оттяжкой кузнечным способом. Лезвие лемеха нагревают в кузнечном горне до 830…900° С (цвет светло-красного каления), кладут на наковальню рабочей поверхностью вниз и частыми ударами кувалды оттягивают носок, а затем и все лезвие до нормальных размеров. На пневматическом молоте ПМ-50 оттяжку выполняют с применением специальной оправки. Размеры и форму оттянутого лемеха проверяют шаблоном, изготовленным по новому лемеху.

После оттяжки лезвие лемеха затачивают на наждачном точиле. Толщина режущей кромки лезвия с тыльной стороны должна быть не более 1 мм, ширина фаски — 5…7 мм. Отремонтированные лемеха подвергают термической обработке (закалке с последующим отпуском). Перед закалкой лемех нагревают вдоль лезвия на 2/3 его ширины до температуры 800…840° С (цвет вишнево-красного каления) и затем быстро охлаждают в ванне с водой температурой 30…40° С. Лемеха, поверхность которых подвергнута закалке, повышают свою наработку в 2…3 раза.

Чтобы избежать трещин при закалке лемехов с долотообразным лезвием, предварительно охлаждают место перехода от носка к прямой части лезвия. К этому месту на 2…3 с прикладывают мокрые обтирочные элементы, после чего лемех подвергают закалке в закалочной ванне. Лезвие лемеха должно быть закалено по всей длине на ширину 20…45 мм.

Если напильник достаточной твердости скользит по лезвию, не снимая стружки, то твердость лезвия достаточна. Для устранения внутренних закалочных напряжений, приводящих во время работы к трещинам и поломкам, лемех подвергают отпуску, т. е. нагревают до температуры 330° С и затем медленно охлаждают на воздухе.

В целях увеличения износостойкости лезвие лемеха делают самозатачивающимся.

Для придания лезвиям новых лемехов геометрической формы для самозатачивания их затылочную часть фрезеруют или оттягивают кузнечным способом. У изношенных лемехов лезвия только оттягивают. Толщина отфрезерованного или оттянутого лезвия по прямолинейному участку должна быть 1,5х5,0 мм, ширина — 15…20 мм — проверяется по шаблону, толщина носка — 2,5х10 мм, ширина — 45…50 мм — тоже проверяется по шаблону. Перед фрезерованием лемех отжигают в горне или термической печи, а затем фрезеруют лезвие, установив в специальном приспособлении, закрепленном на столе фрезерного станка.

Фрезерование ведут торцевой фрезой диаметром 60 мм при частоте её вращения 16 об/мин и подаче 0,2 мм/об.

Когда нет фрезерного станка, лезвия лемехов оттягивают при помощи молота ПМ-50.

Предварительно их нагревают в кузнечном горне до 1200°С, носок перед оттяжкой осаживают ударами молотка.

Лезвия лемехов желательно оттягивать при помощи специальных бойков, разработанных ГОСНИТИ. Ковку прекращают, когда цвет накала лемеха станет оранжевым. Толщину лезвия и носка лемеха после фрезерования или оттяжки проверяют, шаблонами.

Наплавляют лемеха разными способами: на установке токов высокой частоты (Т. В. Ч.) износостойким, твердым сплавом сормайт № 1; ацетиленокислородным пламенем, используя в качестве присадочного стержня пруток диаметром 6 мм из сормайта № 1; электродами марки Т-590 или Т-620 с высококачественной обмазкой; многоэлектродной непрерывной наплавкой под слоем флюса и легирующей шихты.

Твердый сплав, наплавляют сплошным ровным слоем заданной толщины, повторяя эту операцию до полной наплавки носка лемеха и его лезвия. Сечение лезвия после наплавки проверяют специальным шаблоном.

После наплавки лезвие лемеха выравнивают на заточном станке до обнажения сормайта по всей длине. Затем лезвие затачивают с лицевой стороны до получения фаски шириной 4…7 мм на прямолинейной части и 7…14 мм на носке.

По размерам отремонтированный лемех должен соответствовать новому. Допустимое отклонение по ширине — не более 5 мм, по длине — не более 10 мм.

С целью увеличения срока службы рабочих органов почвообрабатывающих орудий может применяться локальное упрочнение их режущих элементов. Локализация упрочнения по отдельным участкам даст возможность в процессе работы при более интенсивном износе неупрочненных участков получать прерывистое лезвие с выступами и впадинами. Такое прерывистое лезвие будет способствовать уменьшению тягового сопротивления, повышать заглубляемость и устойчивость хода, не образовывать уплотненное дно борозды.

8.6.2. Восстановление отвалов плугов

Отвалы относятся к корпусным деталям, которые изготовляются из листовой стали 20 с последующей цементацией. Отвалы плугов могут иметь следующие дефекты (рис. 8.2):

1 – местный износ поверхности;

2 – износ полевой поверхности;

3 – износ или поломка носка;

4 – износ крыла;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: