Примерные упражнения. 1.Передвижение приставными шагами встороны, вперед и назад по команде и зрительному сигналу (рукой, передвижением препода­вателя

1. Передвижение приставными шагами в стороны, вперед и назад по команде и зрительному сигналу (рукой, передвижением препода­вателя, передвижением партнера).

2. Бег спиной вперед по команде и зрительному сигналу.

3. Эстафеты с бегом приставными шагами и спиной вперед.

4. Передвижения в парах: один — защитник, второй — нападаю­щий. Нападающий, изменяя направление, передвигается вперед, за­щитник передвигается перед ним (лицом к нему), стараясь не пропус­тить его и сохранить дистанцию.

5. «Пятнашки» с передвижением приставными шагами.

6. Движения руками в стойке. Стоя перед игроком с мячом, ко­торый все время изменяет положение мяча, защитник принимает со­ответствующее положение рук.

7. Передвижение в стойке. Два игрока, стоя на расстоянии 5—6 м, передают мяч друг другу. Между ними находится защитник, который передвигается, принимая правильное положение и стараясь коснуться мяча.

8. Держание игрока без мяча. Один занимающийся или направляю­щий колонны располагается с мячом на углу поля, двое (один напа­дающий, другой защитник) находятся в 4—5 м. Нападающий стремится освободиться от защитника и получить мяч. Защитник, передвигаясь в правильной стойке, не дает ему сделать этого.

9. Выбивание мяча. У нападающего мяч, защитник должен вы­бить его изучаемым способом. То же, но нападающий укрывает мяч, применяя повороты, вышагивание и изменение положения рук.

10. Выбивание мяча при ведении. Один ведет мяч, второй, перед­
вигаясь рядом с ним, пытается выбить его.


11. Вырывание мяча. У одного занимающегося мяч, второй захва­тывает этого игрока и пытается вырвать мяч.

12. Одновременное вырывание мяча. Двое занимающихся стоят на расстоянии метра, третий — напротив и накатывает мяч между ни­ми. Как только мяч приблизится к двум игрокам, они стараются зах­ватить его двумя руками и вырвать друг у друга.

13. То же после ловли мяча в прыжке. Один занимающийся под­брасывает мяч вверх между двумя игроками; не поймавший мяч ста­рается вырвать его у партнера.

14. Накрывание мяча. Занимающийся с мячом сначала с места, а затем после ведения бросает мяч в корзину, защитник старается вы­бить или накрыть его на взлете.

15. Ловля мяча у щита. Один занимающийся с мячом распола­гается в 5—8 м от щита, двое находятся под щитом. После броска в щит защитник старается сначала остановить нападающего, став у него на пути, а затем завладеть мячом.

16. То же, но игроки строятся по два или по три на линии штраф­ного броска. Преподаватель бросает мяч в щит, очередная пара (трой­ка) борется за овладение им.

17. Ловля мяча от щита в игре 1 X 1 с атакой корзины.

18. Перехват мяча при передачах. Двое, стоя на месте, передают мяч, третий, выбрав момент, быстро выходит на перехват из-за напа­дающего.

Защитные навыки совершенствуют в более сложных упражнениях одновременно с изучением и совершенствованием тактических дейст­вий в нападении и в двусторонней игре.

Тактическая подготовка

Тактическая подготовка — сложный и длительный процесс после­довательного овладения суммой знаний, навыков и умений, необхо­димых для успешного участия в соревнованиях.

Овладение тактикой начинается с первых шагов новичка в секции и непрерывно продолжается в течение всего времени занятий баскет­болом.

Сложность тактики требует ясности и логичности всего хода обу­чения. Овладение высшими формами тактической деятельности воз­можно лишь при условии полного освоения элементарных действий (основ игры) и последовательного их усложнения.

Взаимосвязь тактической подготовки с другими сторонами игро­вой подготовки вынуждает преподавателя проводить изучение и совершенствование тактики одновременно с совершенствованием технической, физической и психологической подготовленности зани­мающихся. Поэтому важное значение в тактической подготовке имеет принцип всесторонности.

Тактика выражает собой сущность игры, именно поэтому ее можно изучать и совершенствовать только при полном совпадении условий обучения с условиями игры, соревнования. Постоянное и максималь­ное сближение этих условий является решающим фактором.

ш



Обучение тактике может осуществляться двумя путями. Первый из них заключается в том, что вначале изучают отдельные элементы, которые затем закрепляют в игре, после чего переходят к изучению нового материала. Это путь, который можно назвать аналитическим и определить как «изучение — игра — изучение».

При втором пути, наоборот, обучение начинается с ознакомления и освоения элементов непосредственно в игре с последующим изоли­рованным изучением и дальнейшим совершенствованием в игре. Это путь синтетический, или «игра — изучение — игра». Применение того или иного метода определяется контингентом занимающихся. Для взрослых и юношей более рационален первый путь, для детей — второй.

При обучении тактике исключительно важно соблюдение дидактиче­ского правила — от главного к второстепенному и от общего к част­ному. Это означает, что обучение всегда должно начинаться с овла­дения основными элементами, использующимися чаще других. Пред­варительно следует создать общее представление о месте и значении данного элемента и общих закономерностях его использования в игре. Так, овладение тактической системой идет по такому пути:

создание общего представления о системе (объяснение, показ кино­материалов и пр.);

изучение присущих данной системе индивидуальных тактических действий;

изучение взаимодействий двух и больше игроков;

изучение взаимодействий всех игроков команды;

закрепление и совершенствование изученных элементов и всей сис­темы в целом.

Тактическая подготовка осуществляется в процессе освоения теоре­тических занятий, проведения разборов и установок на игру, инди­видуальных, групповых и командных тренировок.

Сочетание теоретических и практических занятий обязательно на всех этапах обучения и тренировок.

Обучение тактике начинается с изучения двух самых важных сис­тем ведения игры: личной защиты и нападения быстрым прорывом.

Вслед за личной осваивают зонную защиту, затем личный прес­синг, смешанную защиту, а в дальнейшем — зонный прессинг. Изу­чение позиционного нападения осуществляется почти одновременно с освоением быстрого прорыва и начинается с атаки без центровых игроков, затем с одним и двумя центровыми игроками. Завершающий этап наступает, когда игроки умеют свободно варьировать применяе­мые тактические системы в зависимости от хода игры и действий сопер­ника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: