Обучение групповым тактическим действиям. Групповые действия изучают после того, как усвоены самые основ­ные элементы индивидуальной тактики в нападении и защите

Групповые действия изучают после того, как усвоены самые основ­ные элементы индивидуальной тактики в нападении и защите. Обуче­ние начинают с простейших взаимодействий двух нападающих: вначале в условиях численного перевеса (2х 1), а затем и численного равенст-

ва с защитниками (2X2). Позднее изучают взаимодействие трех игроков в ситуации 3x2 и 3X3.

Как и при обучении индивидуальным действиям, групповые взаимодействия за­щитников разучивают после овладения со­ответствующими приемами нападения. Пер­выми осваивают действия двух защитников при численном перевесе (2x3 и 2x1), за­тем — при равенстве играющих. Вслед за этим переходят к разучиванию взаи­модействий трех защитников (3x3 и 3X4).

Действия при численном перевесе для нападающих самые простые, но и самые важные, так как они возникают в заверша­ющей фазе атаки. Именно поэтому их изу­чают в самом начале одновременно с освое­нием системы нападения быстрым проры­вом.

Действия двух нападающих против рав­ного числа защитников разучивают в такой последовательности:

 

1. «Отдал и вышел»: продольный рывок, поперечный рывок.

2. Заслоны.



внешний — наведением (без мяча, с мя­чом),

внутренний (статический без мяча, с мячом, подвижный).

Приемы взаимодействия между тремя нападающими осваивают в такой после­довательности:

освобождение одного из игроков с помо­щью заслона;

освобождение от опеки защитников с помощью скрестного рывка — пересечения;

освобождение от опеки защитников с помощью подвижного заслона;

освобождение с помощью взаимодейст­вия «восьмеркой».

Изучение взаимодействия защитников начинается с подстраховки, затем переходят к проскальзыванию при заслонах и завершают обуче­ние переключением.

Такая же последовательность сохраняется и при изучении взаимо­действия с большим количеством игроков.

Обучение тактическому взаимодействию проходит известным уже путем: после объяснения изучаемый прием выполняют в облегченных условиях; затем упражнения усложняют, включая пассивно или актив­но действующего соперника. Закрепляют прием в игровых упражне­ниях и двусторонней игре. Примерные упражнения показаны на рис. 72—79.

В отдельных случаях используют специальный тренажер, с по­мощью которого овладевают умением решать тактические задачи.

Обучение командным тактическим действиям (системам игры)

Изучение командных тактических действий — завершающий и важнейший этап тактической подготовки. К нему приступают после того, как занимающиеся освоят основные элементы индивидуальных и групповых действий.

Овладение тактической системой ■— процесс длительный. Первое знакомство новичков с системами игры осуществляется в самом начале тренировки, когда после подводящих игр в занятия включают двусто­роннюю игру. Затем на протяжении довольно длительного периода изучают отдельные компоненты тактической системы — индивидуаль­ные и групповые действия.

Использование на этом этапе в учебной игре той или иной системы нападения и защиты ставит задачу приобрести первый опыт и закре­пить разучиваемые составные ее элементы. Только после того, как большинство этих элементов будет прочно усвоено, появляется воз­можность укомплектовать команды и приступить к дальнейшему из­учению и совершенствованию тактических действий.


В первую очередь осваивают организованный переход от защиты к нападению и обратно, занимая определенные позиции. Затем начинают изучение тактических комбинаций с участием всех пяти игроков ко­манды. Вначале разучивают комбинации в так называемых стандарт­ных положениях: при начальном и спорном бросках, при вбрасывании из-за линий, пробитии штрафных бросков. После этого переходят к изучению комбинаций непосредственно в ходе игры (их обычно про­водят по сигналу капитана или игрока, владеющего мячом).

В дальнейшем разрабатывают и изучают специальные варианты за­щиты и нападения, рассчитанные на конкретного соперника и опре­деленный состав своих игроков. Весь ход обучения командным дей­ствиям заканчивается воспитанием умения свободно варьировать так­тические системы в ходе игры.

Процесс разучивания отдельных комбинаций с участием всех иг­роков команды довольно сложен. Он может осуществляться двумя основными методами — расчлененным и целостным. Расчлененный ме­тод применяется, если разучиваемая комбинация содержит сложные, многоходовые элементы. При этом комбинацию делят на части, кото­рые разучивают самостоятельно. Затем все их соединяют в еди­ное целое.

Комбинацию, не содержащую сложных взаимодействий, изучают ■ с помощью целостного метода. При этом весь ход обучения делят на ряд последовательных этапов:

1) показ комбинации с помощью кино- и фотоматериалов и объясне­ния на макете;

2) разъяснение задач и проверка понимания действий на отдель­ных участках;

3) выполнение комбинации на специально размеченной площадке в замедленном темпе без соперника (а иногда и без мяча);

4) выполнение в постепенно возрастающем темпе;

5) выполнение с пассивным соперником, передвигающимся вместе с игроками, но не имеющим права касаться мяча;

6) выполнение с соперником, оказывающим посильное сопротив­ление;

7) выполнение с активно противодействующим соперником;

8) закрепление в игре 5x5 (на одной половине площадки и в дву­сторонней игре).

Если разучивается взаимодействие защитников, общий ход обу­чения сохраняется. Отличие состоит в том, что главную роль здесь играют защитники, которые действуют против нападающих, выполня­ющих определенную комбинацию первоначально в замедленном темпе.

Для совершенствования командных действий важное значение имеет правильная организация учебных игр. Они должны максимально приб­лижаться к соревнованиям. Перед командами нужно ставить различ­ные задачи и учить занимающихся искать пути преодоления про­тиводействия соперника. Чтобы стимулировать участников, полезно начислять дополнительные очки за правильность выполнения постав­ленных задач.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: