Систематическое обучение игре в гандбол обычно начинают с 10—11 лет (в школе — с 4-го класса). Привлекать детей к занятиям помогает упрощенный вариант игры — мини-гандбол.
В обучении и тренировке детей и подростков имеется целый ряд особенностей. Важнейшие из них сводятся к следующему. В занятиях с ними особенно важно соблюдать всесторонность, наглядность, постепенность, обеспечивать активный, воспитывающий характер процесса обучения и тренировки.
Всесторонность важна не только для достижения гармоничного физического развития — основы высшего спортивного мастерства, но и для технико-тактической подготовки юных спортсменов. Недостатки в технике отрицательно сказываются на тактической деятельности игрока. Изучение большого количества передач, бросков, взаимодействий позволяет ребятам в каждой ситуации выбрать самый выгодный способ решения. Ограничение в выборе делает игру стереотипной и малоэффективной. Каждый игрок должен владеть тремя-че-тырьмя способами бросков, финтов и передач мяча.
В тактической подготовке всесторонность означает универсальность в выполнении различных игровых функций. Важно, чтобы каждый игрок умел играть на любом месте. Разносторонне подготовленный спортсмен сумеет найти нужный способ решения любой игровой ситуации. Это позволит использовать самые активные, динамичные формы тактических действий в нападении и защите.
Постепенность необходима прежде всего в повышении интенсивности тренировочных нагрузок, в последовательности овладения двигательными навыками. Лучше в совершенстве освоить несколько приемов, чем посредственно владеть многими.
Постепенность предполагает широкое использование подводящих игр и упражнений. К их числу в первую очередь относятся упражнения с малыми мячами. На первом этапе можно использовать обычные детские мячи (резиновые или пластиковые). Особенно важно правильно отбирать изучаемый материал, имея в виду завершение подготовки юного гандболиста лишь на последнем этапе, непосредственно перед переходом его в команду взрослых.
Постепенность нужна и в отношении участия в соревнованиях, которые следует рассматривать как часть тренировочного процесса. Соревнования — это своего рода проверка работы тренера и подготовленности игроков.
Следует также предупредить ненужное стремление выигрывать каждое соревнование. Это избавит ребят от форсированной подготовки
и даст возможность юным спортсменам испытать настоящую радость победы. Поэтому к участию в соревнованиях ребят надо готовить постепенно, не подчеркивая необходимость победы.
Наглядность процесса обучения при работе с детьми и подростками играет исключительно важную роль. Достигается она качественным показом, сопровождаемым точным, кратким и ясным объяснением. Использование кино, фотографий, рисунков, макетов вызывает интерес у ребят.
Специфика возрастного развития вынуждает использовать в занятиях с детьми главным образом игровой метод. Закрепляют изучаемое в простейших играх и игровых упражнениях. Обучение должно быть живым, приближенным к самой игре.
Обучая тактике, нужно стремиться привить детям прежде всего навыки коллективных действий в игре. Все типовые игровые ситуации необходимо детально разъяснить и показать. Простейшие взаимодействия в этих ситуациях следует отрабатывать до появления автоматизма, чтобы с успехом применять их во всех подобных случаях. Следует избегать схематизма, поощрять инициативу и творчество ребят.
Сознательное, активное отношение юных гандболистов к изучению игры, к процессу тренировки и самосовершенствования необходимо воспитывать. Не последнюю роль здесь играет воля и трудолюбие, настойчивость в достижении цели. Исключительно важно прививать ребятам понятия спортивной чести и этики, развивать стремление к постоянной взаимопомощи и выручке. Задачи облегчаются, если сформирован здоровый детский коллектив с самых первых дней занятий.
Изучение игры начинается с овладения индивидуальными тактическими действиями. Причем вначале осваивают более простые действия без мяча. Навыки владения мячом первоначально ограничиваются ловлей и передачей. Так, в 10—12 лет изучают ловлю летящего высоко мяча двумя руками, передачи согнутой рукой сверху и двумя руками от груди, броски сверху в опоре и в прыжке над площадью вратаря. Тогда же начинается специализированная подготовка вратарей: они овладевают отражением мячей, брошенных с позиции полусреднего.
В 13—14 лет приступают к изучению других способов ловли, передачи сверху в прыжке, снизу, ударом об пол, бросков в прыжке и в падении; финтов с мячом (при передачах). В дальнейшем (в 15—16 лет) арсенал осваиваемых технических приемов расширяют, а позже (в 17— 18 лет) основательно совершенствуют его.
Тактическая подготовка в полном виде начинается в 13—14 лет. Занимающиеся овладевают индивидуальными действиями с мячом, системой личной защиты, элементами быстрого прорыва и позиционного нападения (без линейных игроков). В 15—16 лет переходят к изучению зонной и смешанной защиты (5—1), прорыва с участием двух-трех игроков, позиционного нападения с одним линейным игроком. В качестве основных избирают комбинации с участием не более трех игроков.
Изучение основных тактических систем ведения игры завершается в 17—18 лет. В дальнейшем закрепляют изученное ранее и приобретают
умение правильно использовать приемы в изменяющихся условиях соревнования.
Изучение отдельного тактического взаимодействия у детей должно строиться по нескольким этапам:
1) полное объяснение и разбор всех случаев возможного решения; выбор наиболее подходящего варианта;
2) овладение технической стороной изучаемого взаимодействия (согласование действий по месту и времени);
3) закрепление комбинации в постоянных условиях;
4) закрепление в изменяющихся условиях, когда игроки должны сами оценить и выбрать способ взаимодействия.
Такая последовательность позволяет развивать тактическое мышление и творческие способности юных гандболистов. Каждый из них должен научиться мыслить и действовать в игре самостоятельно, творчески применяя свои знания и навыки. Поэтому одна из главных задач подготовки детей и подростков — приобретение соревновательного опыта.