Развитие общества социологи-позитивисты рассматривали как прямолинейную эволюцию, а его структуру сводили к механического подчинения различных элементов. В зависимости от того, что они выдвигали на передний план- природные факторы, движущие силы социального развития, методологические образцы определенной естественной науки, формировались определенные натуралистические школы в социологии.
Географическая школа. Она охватывала натуралистические учение, главную роль в развитии обществ, народов отводили их географическому положению и природным условиям.
Школа немецкой геополитики. Определяющими считала чисто естественные причины географически детерминированные тенденции политического развития и экспансии государств-организмов. Из арсенала геополитики были почерпнуты эти аргументы относительно дефицита "жизненного пространства" и неестественности политических границ Германии для оправдания фашистской агрессии.
Расово-антропологическая школа. Ее представители интерпретировали общественное развитие в понятиях наследственности, "расового отбора", борьбы "высших" и "низших" рас.
|
|
Органическая школа. Рассматривал общество как живой организм, а социальную дифференциацию общества - аналогично распределению функций между различными органами.
Социал - дарвиновская школа. Опиралась на учение Г.Спенсера, сводя закономерности развития человеческого общества к закономерностей биологической эволюции и принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособленных организмов.
Новыми направлениями теоретизирования в современной социологии является исследование глобальных проблем мирового развития, в частности неравномерности темпов социального развития отдельных регионов нашей планеты, социальных аспектов национального развития и развития демократических институтов, проблем социальной защиты отдельных групп, положения молодежи и женщин.